https://www.mgomz.ru/ru/exhibition/raiskii-sad-zemnoi-i-nebesnyi
8 июня музей-заповедник «Коломенское» открыл масштабную выставку «Райский сад земной и небесный». Экспозиция в Сытном дворе расскажет о том, как во все времена люди старались создать и запечатлеть образ рая на земле.
У посетителей есть возможность взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI—ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, с различными концепциями сакрализации пространства, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением рая. Кураторы выставки отобрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций, среди представленных художников — Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Владимир Татлин, Роберт Фальк и др.
«Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции „Райский сад земной и небесный“ идейно расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов», — рассказала директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук.
Экспозиция разделена на три смысловых части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Основной кураторский прием — в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу духовного идеала. В первом разделе представлены шедевры из собрания музея-заповедника «Коломенское»: алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти 4 метров, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например мистическая пара «Лев и единорог, предстоящие райскому древу». В этой части выставки посетители узнают о различных версиях географического расположения Эдема и его образе, который сформировался в искусстве, — от иконописи до русского авангарда. Из Государственной Третьяковской галереи на выставку переданы произведения из библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами, представленными в разделе «Поиски рая на земле».
Маршрут экспозиции подчинен хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история «Рая небесного», который отличен от цветущего сада. В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица — «новая Ева» — окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное.
Особое место занимает часть экспозиции, посвященная различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.