Наверх (Ctrl ↑)

Архангелы

WAW
Регистрация: 07.04.2005 Сообщения: 226 Откуда: Киев
Сообщение   Сообщение № 437 • 13 Июл 2005 17:06
Кто-нибудь может дать ссылку на информацию, какой Архангел покровителем чего является?

Заранее благодарен.

_________________
Веберов Александр
г. Киев.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16291 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 438 • 13 Июл 2005 18:55
Какие-то выводы наверно можно сделать по этой вот цитате:
Цитата:
Каждый из них (архангелов - ИЛ) имеет особенное служение. Михаил - победитель супостатов; Гавриил - вестник тайн Божиих; Рафаил - врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил - прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил - ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Источник: http://orthodox.spbu.ru/coapx.htm

Завтра постараюсь добраться до книжки "Иконы ангелов" -- возможно, там будет что-то более подробно.

Почему-то попадается невероятно много ссылок вроде бы по теме, но сильно отдающих оккультизмом... Sad
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16291 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 447 • 15 Июл 2005 16:44
Да простите вы мне мою леность, но из-за жуткой нехватки времени я пошел по самому простому пути: полное копирование соответствующих абзацев книги. Получилось многословно, но, надеюсь, окажется полезным:

Источник: Иван Бенчев, Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., Интербук-бизнес, 2005, стр. 96–105

Архангел Гавриил
На древнееврейском языке имя Гавриил означает «крепость Божия» или «сила Божия». В православии «Ангел лица Его (Господа)» (Ис. 63, 9 и примерно так же в Мф. 18, 10) идентифицируется с архангелом Гавриилом, стоящим перед воплощенным Логосом в лучах величия Отца Небесного.
Наряду с архангелом Михаилом архангел Гавриил является одним из высших ангелов, имена которых приводятся в Библии. В Ветхом Завете он считается ангелом-хранителем избранного народа. Его место на северной стороне храма. В иудейском Апокалипсисе он предстает карающим ангелом, ангелом смерти, властелином рая, духом-громовержцем, отвечающим также за созревание плодов. В иудейской каббале он выступает учителем патриарха Иосифа. Мусульмане считают, что Мухаммед (570–632 годы), пророк Аллаха, записал содержащееся в Коране божественное откровение, получив его от архангела Гавриила, по-арабски «Джабриила — ангела Откровения», который затем доставил пророка на небо. В Коране, в суре 32, 11 говорится: «Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены». В то же время евангелист Лука (Лк. 16, 22) говорит, что души умерших «на лоно Авраамово» доставляют ангелы. Выше мы уже упоминали, что, собственно, проводником душ умерших является архангел Михаил.
Архангел Гавриил, как и архангел Михаил, величается архистратигом и именуется «божественно прекрасным». Христиане считают его ангелом, доносящим людские молитвы до небес (ср. Лк. 1, 19, 26). Гавриил является, собственно говоря, посланником, в Ветхом и Новом Заветах — носителем радостных благовестий, ангелом откровения Божией воли. Бог посылает его, чтобы он вразумил пророка Даниила и предрек ему пришествие Мессии. «В третий год царствования Валтасара царя явилось… Даниилу видение» (Дан. 8, 1–7), в котором он у реки Улая видел огромного овна с двумя рогами и косматого козла, который, «приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна». И именно архангел Гавриил был послан объяснить Даниилу, что увиденное им «относится к концу времени» (Дан. 8, 15–27). Позднее архангел явился Даниилу еще раз, когда тот молился и исповедовал грехи народа своего. В ответ на молитву архангел прорицал Даниилу, что пришествие Христа произойдет через семьдесят седмин, или 490 лет (Дан. 9, 21–27).
В сюжете о Рождестве Христовом евангелист Лука рассказывает о том, как в Иерусалимском храме во время каждения священнику Захарии явился ангел, чтобы возвестить: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына...» — Иоанна, которому суждено стать Крестителем. Недоумение священника, связанное с преклонным возрастом жены, небесный посланник развеял, сказав: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лк. 1, 19). Полгода спустя в Назарете архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о том, что Бог избрал Ее в качестве Матери Сына Божия Иисуса Христа (Лк. 1, 26–45). В качестве подтверждения истинности своих слов архангел рассказывает Марии о Ее родственнице Елисавете, называемой бесплодною, которая «зачала сына в старости своей», в чем Мария может убедиться, посетив ее (Лк. 1, 36 и след.). С благой вестью архангел Гавриил является во сне Иосифу (Мф. 1, 20), а позднее — пастухам (Лк. 2, 8–9). В апокрифах существует легенда об одновременности событий: в то время как архангел Уриил выводил маленького Иоанна из пустыни, маленький Иисус, вернувшийся из Египта, в сопровождении архангела Гавриила входил в Иерусалимский храм. В Православной Церкви ангел, запрещавший Адаму есть плоды с древа познания и обучавший впоследствии премудростям его сына Сифа, а также укреплявший силы Иисуса в Гефсимании, ассоциируется с архангелом Гавриилом; он же предрекает Успение Богородицы. Архангел Гавриил является толкователем книги, в которой ангелы записывают все дела и поступки людей. Поэтому часто он изображается со свитком в руках вместе с воинственным архангелом Михаилом на стене перед вратами, ведущими из внешнего притвора церкви во внутренний. При этом, согласно Ерминии, он «записывает» мысли всех верующих, входящих в церковь.
Изображение архангела Гавриила, которого многие исследователи сравнивают с греческим богом Гермесом, впервые встречается в сцене благовещения, обнаруженной в катакомбах св. Присциллы и датируемой III веком после Р. X. Архангел изображен без крыльев, облаченным в античные одежды, правой поднятой рукой он приветствует Деву Марию. На более поздних иконах он одет в диаконские одежды (стихарь и далматику) и богатый епископский плащ. На византийской миниатюре 879–883 годов, хранящейся в настоящее время в Париже, он предстает (в тех же великолепных одеяниях и с украшенной драгоценными камнями диадемой на голове) божественным посланником, венчающим на престол императора Василия I. На резной пластине из слоновой кости императора Льва VI венчает на престол Богородица, на церемонии присутствует и архангел Гавриил, стоящий поодаль со скипетром и зерцалом в руках. Надпись на одной из южнорусских икон, созданной ок. 1800 года, гласит «Святый архангел Гавриил Божий тайны открывый Пречистей Богородицы воплощения от Нея Бога Слова сказует».
Атрибутами архангела Гавриила являются жезл и сфера На иконах, написанных под западным влиянием, он изображается с зерцалом в руках, из которого он узнает Божию волю. Некоторые русские богословы (такие, например, как Димитрий Ростовский) в качестве атрибутов называют свечи в фонаре и зерцало из яшмы. Последнее должно символизировать неисповедимость путей Господних. На украинских иконах архангела Гавриила часто встречаются изображения дароносицы и светильника.
Праздник архангела Гавриила отмечается Православной Церковью 26 марта (отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы) и 13 июля (этот второй праздник отмечается начиная с IX века, так как 26 марта чаще всего приходится на время Великого поста; в этот день вспоминаются все прочие благовествования архангела). В Католической Церкви день архангела Гавриила празднуется 29 сентября.

Архангел Рафаил
«Исцеление Божие» или «врачевание Божие» (Тов. 3,16 и след.; 5,4; 12,15).
Ангел Рафаил упоминается лишь в книге Товита, которая в рамках Ветхого Завета считается книгой учительной и была создана на арамейском или древнееврейском языках в Палестине во II–I веках до Р. X. Самый древний из сохранившихся экземпляров является переводом на греческий язык; в основе римско-католической и православной версий книги лежит Септуагинта; в иудейскую Библию книга Товита не входит, протестантские церкви считают ее апокрифом. В 1955 году отрывки книги на арамейском и древнееврейском языках были обнаружены в местечке Кумран, на берегу Мертвого моря. Действие, описанное в книге неизвестным автором, разворачивается во второй половине VIII века до Р. X. в ассирийской столице Ниневии (разрушенной затем в 612 году до Р. X.) после победы Ассирии над Израильским царством. Юный Товия отправляется в Рати Мидийские, взяв в попутчики Рафаила. «Это был Ангел, но он не знал» (Тов. 5, 4). Рафаил спасает Товию от злого духа Асмодея и признается ему, что он «один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Когда путники остановились отдохнуть на берегу Тигра и Товия пошел к воде помыться, «из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу». Подбадриваемый попутчиком, Товия схватил рыбу «и вытащил на землю». Затем они ее разделали, «испекли и съели». По совету Рафаила Товия сохраняет извлеченные из рыбы сердце, печень и желчь, которые позднее используются для приготовления лечебных снадобий (сцена на берегу Тигра иногда встречается на русских православных иконах). Впоследствии Сарра, которую «отдавали семи мужам, но все они погибли в брачной комнате», была избавлена от злого демона при помощи «сердца и печени рыбы» и стала невестой Товии; старый Товит также был излечен от своего недуга при помощи рыбьей печени.
Сарра, как и Товит, молила Господа о помощи (Тов 3, 11–15). «И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих» (Тов. 3, 16–17). В связи с этим исцелением ангел Господень и называется Рафаилом (что в переводе означает: «Бог исцеляет»); он слывет целителем и ангелом-хранителем среди архангелов. В апокрифической книге Еноха он называется одним из четырех ангелов-заступников; он поставлен «над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих». На южнорусской иконе, написанной ок. 1800 года, архангел Рафаил величается «целителем всех людских болезней»; здесь же дается пояснение: «Святой архангел Рафаил спас Товию во время путешествия от неминуемой беды и исцелил его отца от слепоты». Самым древним изображением архангела являются фрески в катакомбах кладбища в Трассоне".
Атрибуты: сосуд с целительными снадобьями (печенью рыбы), крест, жезл и стручец (остриженное птичье перо для обработки ран).
Праздник архангела Рафаила, считающегося покровителем странствующих, врачей и аптекарей, отмечается Православной Церковью 8 ноября.

Архангел Уриил
Церковнославянский перевод 3-й книги Ездры (I век после Р. X.), в которой упоминается имя Уриила (3 Езд. 4, 1–34; 5,20; 10,28), был сделан с Вульгаты (конец IV века). Интересно, что оригинал книги, являющейся в Православной Церкви неканонической, существует только на латинском языке, то есть ни древнееврейских, ни греческих текстов книги найдено не было. Ангел Уриил был послан Богом к благочестивому священнику Ездре, чтобы рассказать ему о пределах человеческого познания: «Ибо как земля дана лесу, а море волнам его, так обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле; а обитающие на небесах могут разуметь, что на высоте небес» (3 Езд. 4, 21). Ездре было явлено семь апокалиптических видений, значение которых затем толковал ему архангел Уриил.
В иудаизме архангел Уриил считается повелителем звезд и начальником небесного воинства, его звучное имя в переводе означает: «свет есть Бог» или «огонь (свет) Божий». Помимо позднеиудейских текстов и сочинений гностиков, имя Уриила упоминается лишь в апокрифах.
Уриил, будучи одним из четырех архангелов, открывает ворота ада (Сивиллины книги), сопровождает души умерших к трону Господню и охраняет врата рая. В апокрифических писаниях рассказывается о том, что он помогал Елисавете и ее маленькому сыну (будущему Иоанну Крестителю) во время их бегства в пустыню, а позднее вывел четырехмесячного Иоанна из пустыни к людям. Уриил считается также ангелом покаяния и наказания — видимо, потому, что он повелел Ездре поститься на протяжении семи дней (3 Езд. 5, 20); согласно книге Еноха, он является стражем врат Тартара.
В Апокалипсисе апостола Павла, апокрифе, созданном в конце IV — начале V века и существующем в церковнославянском переводе, рассказывается о том, как Павел вместо третьего неба был доставлен ангелом в рай. Возле трона, установленного для апостола в шатре из света, стояли и славили Павла два ангела, Уриил и Суриил.
Изображения Уриила встречаются на мозаиках в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (IV–V века), на античной гробнице в Софии, Болгария (V–VI века), на мозаиках церкви Сан-Аполинаре Нуово в Равенне (520–530 годы), в фольклорных сценках, обнаруженных в Египте (фрески из Бавита), на купольной мозаике Софийского собора в Киеве (XI век), на южных вратах церкви Сан-Жил в Провансе (первая половина XII века) и на византийских мозаиках времен норманнского завоевания (XII век) на Сицилии (в апсиде Монреальского собора, в куполе церкви Санта-Мария дель Аммиральо н Палермо, где изображения архангелов Уриила, Михаила, Гавриила и Рафаила в художественном плане образуют единое целое с деисусом алтарного помещения). Архангел Уриил изображен на деревянном потолке церкви св. Михаила в Гильдесгейме (ок. 1200 года), на произведениях XIII века школ Сиены и Пармы, в Патриаршем соборе в Пече (1220 год) и в церкви Феодора Стратилата в Новгороде (1360 год). На русской иконе Святых целителей рядом с его изображением имеется надпись: «Сияющий огонь Божий, Освещающий пребывающих во тьме».
Атрибуты: жезл, сфера, обнаженный меч (согласно Димитрию Ростовскому), пламень огненный (в левой руке), светильник, кадило. Праздник, посвященный Уриилу, существует только в Коптской Церкви (27 товия).

Архангел Селафиил
Имя Селафиил в переводе с арамейского языка означает «молитва к Богу», «молитвенник Божий», «вымоленный у Бога», «ангел молитвы».
Селафиил, «вождь народа», упоминается в астрологическом трактате и в 3 Езд. 5, 16–20, то есть в тексте Вульгаты, не переведенном на греческий, но вошедшем, хотя и довольно поздно, в 1499 году — в церковнославянский перевод Библии епископа Геннадия; на эту книгу ссылались в своих трудах некоторые отцы Церкви, она использовалась при создании поздних русских катехизисов. В 3-й книге Ездры Селафиил противопоставляется Уриилу как ангел, подвергающий пророка Ездру испытаниям и даже искушениям: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Селафиил, вождь народа, и спросил меня: где ты был, и отчего лице твое так печально? Разве не знаешь, что тебе вверен Израиль в стране преселения его? Итак встань и вкуси хлеба, и не оставляй нас, как пастырь своего стада, в руках лукавых волков. Тогда сказал я ему: отойди от меня, и не приближайся ко мне. И он, услышав это, удалился от меня. А я семь дней постился, стеная и плача, как повелел мне Ангел Уриил» (3 Езд. 5,16–20).
Изображение Селафиила встречается уже на фресках церкви Спаса на Нерли под Владимиром (1199 год). На южнорусской иконе Святых целителей (ок. 1800 года) подпись рядом с его изображением гласит «Архангел Селафиил — вечно молящийся за людей перед Богом», и тут же дается пояснение: «Архангела Селафиила Бог посылает к возносящему молитвы». Святой Селафиил изображается обычно в молитвенном положении со сложенными крестом на груди руками.

Архангел Иегудиил
Иегудиил в переводе означает «хвала Божия», «славитель Божий».
Он следит за соблюдением Божией справедливости. Надпись рядом с его изображением на южнорусской иконе Святых целителей (ок. 1800 года) гласит «Он славит Бога и Богородицу, помогает страждущим, монахам и слугам Божиим». На другой иконе с его образом написано: «Святой архангел Иегудиил заботится об исполнении Закона Божиего». В правой руке он держит золотой венец для праведников, а в левой — бич из трех веревок с тремя концами для грешников.
Атрибуты: жезл, венец и бич.

Архангел Варахиил
Варахиил в переводе означает «благословение Божие» (3-я книга Еноха 14, 4 и Сивиллины книги 2, 315).
В иудейской каббале его иногда называют Анаилом; он ассоциируется с пятницей, Венерой и зеленым, бледно-розовым и нежно-голубым цветами.
На южнорусской иконе Святых целителей (ок. 1800 года) архангел Варахиил называется «благословенным Богом», «нашим заступником перед Богом» и «несущим дар Божий»; пояснительная надпись гласит: «Святой архангел Варахиил — благословенный ангел Господень». Его атрибутом является платок с белыми розами, символ изобилия и благословения Божиего.

Архангел Иеремиил
Имя Иеремиил в переводе на русский язык означает «высота Божия» или «возвышение Божие».
Иеремиил упоминается в латинской и церковнославянской версиях 3 Езд. 4, 36. В этой книге священник Ездра задает вопросы о знамениях, предшествующих концу мира, и о начале вечного царства праведников, на что Иеремиил Архангел отвечает ему, что об этом ведает лишь Господь Бог, «ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера».
В иконописи образ архангела Иеремиила практически не встречается.
ксения1
Гость
Сообщение   Сообщение № 453 • 16 Июл 2005 21:20
Уважаемый WAW,вот еще немного по по архангелам:
Архангел Михаил,великий ангел-архистратиг.Народная эпитимология дает осмысление имени М.как "кто как Бог?". Ветхом завете М.выступает как " князь" еврейского народа( " князь великий,стоящий за сынов народа"; Дан.12,1),и как "архистратиг" предводитель небесного воинства в окончательной экхатологической битве против против сил зла. М. является защитником: он спасает Авраама(а также трех отроков) в печи огненной,выводит Лота из обреченного Содома,спасает от смерти Исаака,поставив на его место барашка,является предводителем израильтян в пустыне во время исхода их из Египта.М.является ангелом милосердия и просителя за людей пред Богом.Он также является"ангелом предстояния",стоящим вмести с Гавриилом перед троном Божьим ( кн.Еноха 9.1; 40,2; 90,22; Таргум Иов 25,2).М. явл. ангелом-писцом,заносящим имена праведников в книгу жизни,еще ангелом-учителем,он посвятил в чудеса мироздания Адама и Сива (Апокалипсис Моисея" 3,13),научил Адама земледелию,стал учителем Моисея,которому на горе Сенай передал скрижали Закона.М. явл.посредником между Богом и людьми.В иконографии,он несет в облаках тело усопшей Богородицы.Также в православной традиции М. выступает в роли учителя-покровителя скотоводства,хлебопашества,ремесла(пример:иконография святых Флора и Лавра с конями,уздечки которых держит архангел М., клейма на иконах "Собора архангела М.").Еще М.является покровителем князей и ратной славы.Часто изображается огненным мечом.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru