Наверх (Ctrl ↑)

Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний [Музей имени Андрея Рублева, 13.03 – 25.05.2025]

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 19092 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1953197 • 12 Мар 2025 21:22
Ростов принадлежит к числу древнейших русских городов, а обширная Ростовская епархия была форпостом христианства в Залесской земле. Неудивительно, что в Ростове сложилась особая художественная традиция, долгое время сохранявшая самобытность и не утратившая своего обаяния даже после окончательного присоединения ростовских земель к Московскому княжеству в 1474 году. Искусству этого важного художественного центра Северо-Восточной Руси посвящен выставочный проект, организуемый Музеем им. Андрея Рублева совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова.

Собрание Музея им. Андрея Рублева богато памятниками ростовской иконописи XV–XVI веков. Принадлежность многих из них художественной культуре Ростова была установлена в ходе многолетней кропотливой научной работы. Некоторые из представленных на выставке произведений лишь недавно прошли реставрацию и впервые вводятся в научный оборот. Неожиданные результаты дало удаление поздних записей с изображения святителя Николая Мирликийского на выносной двусторонней иконе конца XV – начала XVI века. Обнаружилось, что образ пользовался особым почитанием – внизу иконы сохранились следы привесок, подносившихся по обету или в благодарность за помощь. Памятник представляет искусство ростовской провинции, острое и выразительное, отмеченное влиянием северорусской эстетики.

К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова относится единственная, вошедшая в состав экспозиции, рукопись – «Апостол толковый» из собрания Государственного Исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит дату создания манускрипта – 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I. Подлинным шедевром средневекового искусства является поясной деисусный чин конца XV века из села Поникарово, ныне принадлежащий собранию Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Из Ростова на выставку привезены семь из тринадцати икон этого чина, каждая из которых отличается замечательной ясностью рисунка и тонкостью колорита. В иконах из Поникарово наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского.

Всего на выставке будет представлено около 50 памятников из собраний Музея им. Андрея Рублева, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и частных коллекций. Это выразительные, зачастую выдающиеся произведения, позволяющие сложить представление о своеобразии ростовской иконописи, ощутить ее притягательную силу и красоту.

Кураторы выставки – кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М.И. Яковлева и заместитель заведующего научно-исследовательским отделом А.Л. Гульманов.

https://www.rublev-museum.ru/poster/exhibition/4777/
Файл № 1 072 019
0001.jpg
156.04 KB   •    11


Христос Вседержитель. Конец XV века. Ростов. Из деисусного ряда иконостаса церкви села Поникарова близ Ростова (ныне деревня Паникарово). Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Файл № 1 072 018
0002.jpg
225.09 KB   •    8


Приведение к Пилату. Около 1497 года. Ростов. Дерево, темпера. 84 × 62 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
Файл № 1 072 017
0003.jpg
138.1 KB   •    12


Святитель Николай Чудотворец. Середина – третья четверть XIV века. Ростовские земли (Поонежье). Из часовни деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области. Музей русской иконы имени М. Ю. Абрамова
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2025 phpBB Group