Наверх (Ctrl ↑)

Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 463 • 20 Июл 2005 13:31
Наш посетитель Андрей просит рассказать ему вот про этот складень, который у него оказался.
Файл № 82
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB   •    6837


Общий вид складня


Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 464 • 20 Июл 2005 13:41
Вот какую информацию можно найти в книге "Кресты, иконы, складни" (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):

Цитата:
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).


Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не "Сошествие Святого Духа на апостолов", а "Святую Троицу". Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.

Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.


Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим

Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы

Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками "(?)".

А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…

Question Дорогие участники, кто что может дополнить или поправить + реально ли что-то сказать по датировке?
Файл № 84
Gnutova_Zotova_2000_238_left_lores.jpg
128.83 KB   •    2237


Складень № 238. Левая половина
Файл № 83
Gnutova_Zotova_2000_238_right_lores.jpg
131.1 KB   •    1655


Складень № 238. Правая половина
Файл № 89
Gnutova_Zotova_2000_239_left_lores.jpg
116.25 KB   •    1428


Складень № 239. Левая половина
Файл № 88
Gnutova_Zotova_2000_239_right_lores.jpg
119.77 KB   •    1284


Складень № 239. Правая половина
Файл № 87
Gnutova_Zotova_2000_236_right_lores.jpg
64.33 KB   •    1064


Складень № 236. Правая створка
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 470 • 23 Июл 2005 00:14
Да, Илья, остаётся только подтвердить твоё подробное описание.
Это складень XVIII - XIX века, называется "Двунадесятые праздники и похвала иконам Богоматери" или "большие праздничные створы" (нар.) .
Богородичные иконы именно те, которые ты перечислил.
Почему нет ни следа эмали -- это удивительно. Она должна быть. Либо совершенно и без остатка утрачена, либо -- что тоже могло случиться -- это по каким-либо причинам недоделанный складень...
Аналогичный складень можно увидеть и в книге Сиротникова Е.С. "Неповторимые краски русской эмали", СПб, Маркус, 2004

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Bender
Регистрация: 23.07.2005 Сообщения: 1 Откуда: Russian Federation
Сообщение   Сообщение № 471 • 23 Июл 2005 11:27
Да действительно,эмали на нём нет,и судя по всему никогда и не было.

_________________
Bender
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 472 • 23 Июл 2005 11:43
Иван, а эмаль обязательно должна была быть? Может просто литой складень, а эмаль не предполагалась даже?
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 473 • 26 Июл 2005 00:14
В продолжение разговора выкладываю присланные мне снимки оборотной стороны складня и детальных надписей самой правой створы. Андрею приношу извинения за "тормоза": случилась незапланированная перестановка операционки, осложненная авралом на работе. Embarassed

Question Дорогие читатели/писатели, кто что может разглядеть в надписях? Я пока только в кокошнике вижу подтверждение названия клейма.
Файл № 92
Skladen_out.jpg
144.91 KB   •    1626


Оборотная сторона складня
Файл № 97
16_R55.jpg
59.34 KB   •    1336


Надписи к клейму 16 (кокошник)
Файл № 96
17_R33.jpg
48.96 KB   •    927


Надписи к клейму 17 (левое верхнее)
Файл № 95
18_R44.jpg
50.69 KB   •    624


Надписи к клейму 18 (правое верхнее)
Файл № 94
19_R11.jpg
49.54 KB   •    727


Надписи к клейму 19 (левое нижнее)
Файл № 93
20_R22.jpg
60.82 KB   •    614


Надписи к клейму 20 (правое нижнее)
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 520 • 09 Авг 2005 00:38
Надпись в овальной рамке: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛАВИМЪ.
На кокошнике (клеймо 16): ОБРАЗЪ ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 521 • 09 Авг 2005 00:47
клеймо 17: ПР АЛЕКСАНДРЪ (Свирский) ПР КИРИЛЛЪ (Белозерский)
клеймо 18: СВ МАксИМЪ (через "кси") и СВ ВАСИЛIЙ (блаженные)

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Ruthenium
Регистрация: 29.07.2005 Сообщения: 709
Сообщение   Сообщение № 526 • 09 Авг 2005 01:56
клеймо 19: (?) АНТОНIЙ ВЕ(ликий) -особое написание буквы "В"
[см. ниже комментарий Франко в моем сообщении - похоже, что не Антоний Великий, а Антоний Печерский. - ИЛ.]

клеймо 20: Справа отдаленно похоже на ЛЕW(н)ТИ(й) РО(стовский) Нельзя ли показать фигуры святых?
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 527 • 09 Авг 2005 15:22
Илья писал(а):
Иван, а эмаль обязательно должна была быть? Может просто литой складень, а эмаль не предполагалась даже?

По моим скромным понятиям — обязательно. Хотя не утверждаю... Rolling Eyes

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1658 • 04 Фев 2006 13:15
Чувствую я, что в лице Франко (того итальянца, о котором я писал в другой теме чуть ранее) наш форум нашел большого специалиста и очень увлеченного коллекционера. По его словам он собирает медное литье уже около 15 лет и его коллекция насчитывает 350 экземпляров. Полную подборку изображений на CD видела и Светлана Витальевна Гнутова, которая тоже выразила восхищение коллекцией. Такие дела. Cool

Меж тем вернемся к теме этого складня, по поводу которой Франко дал несколько ценных комментариев. Далее я вольно перелагаю сообщение Франко.

Во-первых, эмаль. Даже в XIX веке литые иконы и складни с эмалью стоили довольно дорого. Складень "Двунадесятые праздники" и так уже имел достаточно высокую цену, а нанесение эмали поднимало ее еще выше. По этой причине специально делались более "бюджетные" (как модно говорить сейчас) варианты матриц для литья складней без эмали вообще. В качестве примера Франко показывает еще один такой складень.

Во-вторых, комментарии к клейму 17 (Поклонение иконе Тихвинской Богоматери). Помимо верно распознанных Иваном преподобных Александра Свирского и Кирилла Белозерского, ниже в клейме представлено еще четыре святителя: Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
Файл № 481
6162204.jpg
186.61 KB   •    1080


Безэмалевый складень "Двунадесятые праздники"
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1664 • 05 Фев 2006 13:24
Ruthenium писал(а):
клеймо 19: (?) АНТОНIЙ ВЕ(ликий) -особое написание буквы "В"
клеймо 20: Справа отдаленно похоже на ЛЕW(н)ТИ(й) РО(стовский) Нельзя ли показать фигуры святых?

Прочитать такого качества надпись, конечно, трудно, но обычно на "Поклонении иконе Божией Матери Знамение"  изображались Антоний Римлянин (основатель Антониевого Новгородского монастыря) и, действительно, Леонтий Ростовский.

Внизу под ними
- Ангел Хранитель
- Даниил Столпник
- Георгий Победоносец
- царевич Димитрий

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©


Последний раз редактировалось: Иван (18 Фев 2010 21:55), всего редактировалось 1 раз
НУМИЗМАТ
Регистрация: 26.10.2005 Сообщения: 77
Сообщение   Сообщение № 1682 • 08 Фев 2006 11:24
Иван писал(а):
Илья писал(а):
Иван, а эмаль обязательно должна была быть? Может просто литой складень, а эмаль не предполагалась даже?

По моим скромным понятиям — обязательно. Хотя не утверждаю... Rolling Eyes


Нет, не обязательно.
Когда-то через мои руки проходило несколько десятков складней такого типа, и все без эмали. Не то, чтобы эмаль отлетела, а просто видно, что её и не было никогда.
А самые интересные в коллекционном отношении, конечно, с эмалью У друзей попадались даже с 7-8 цветами разной эмали. Но эти уж совсем редкие. Чаще встречались - 1-2-3 цвета эмали.
Или попадались без эмали, но прямо по бронзе сделана позолота.

А вообще именно этот тип складней очень часто встречается, но, что особенно радует в представленных образцах, это очень хорошая сохранность ликов и мелких деталей. Часто мне попадались такие, что видно - песком их к праздникам надраивали очень старательно, просто немилосердно, чтоб блестели. Надраивали, надраивали, на протяжении сотни лет. И уже ни ликов, ни надписей, ни мелких деталей не разобрать.
kirill
Регистрация: 09.02.2006 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1690 • 09 Фев 2006 06:21
Здравствуйте! По поводу обязательности эмалей на складнях: все здесь согласятся, что отливавшиеся отдельные праздничные иконы, имели, как правило разновидности изводов, в том числе и безэмалевые.В XIXв повсеместно отливали по эмалевым матрицам иконы, не заливая их по разным причинам. В каждом сюжете были традиционно устоявшиеся "зоны", используемые для заливки эмалью. Некоторые из них модифицировали специально под эмаль, замещая рельефные изображения перегородчатой скруктурой. Воскресение Христово(Сошествие в ад) - замечательный пример. Отроги гор над фигурой Христа до распостранения эмалей, выглядели именно так, как на присланном Франко складне. Позже, их заменили перегородками более или менее разной формы, удобными для заливки эмалью. Это идеальный пример безэмалевого складня, достаточно взлянуть на клейма: Преображение и Воскресение, отпадут всякие сомнения! Если бы кто-то собирался залить эмалью этот складень, он не стал бы использовать старые безэмалевые матрицы для клейм. Могу прислать сканы, в подтвеждение. Всем удачи!
kirill
Регистрация: 09.02.2006 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1697 • 10 Фев 2006 22:29
Подтверждаю теорию сканами.
Файл № 492
воскресение 19в без эмальный извод.jpg
97.7 KB   •    659
Файл № 491
воскресение 19в..jpg
89.51 KB   •    536
Файл № 490
воскресение 19в эмаль.jpg
63.44 KB   •    592
Файл № 489
воскресение 19в эмаль 2.jpg
63 KB   •    517
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group