Наверх (Ctrl ↑)

Икона «Хвалите Господа с небес»

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16341 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 576 • 24 Авг 2005 17:09
Наш читатель Юрий прислал для обсуждения на форуме фотографию иконы «Хвалите Господа с небес». Перерыв дома кучу альбомов, нашел только несколько примеров с подобным сюжетом, о которых сообщу ниже.

Question Дороги участники, пожалуйста, помогите с датировкой! + кто что может добавить по данному вопросу?
Файл № 197
02_.jpg
148.32 KB   •    458


Присланная фотография иконы
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16341 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 577 • 24 Авг 2005 17:14
Одну из подобных икон удалось найти в следующем каталоге:

София Премудрость Божия / Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков в ГТГ. М., Радуница 2000, № 63, стр. 188-189.

Цитирую описание оттуда же.

Композиция иллюстрирует 148-й псалом Давида, первый стих которого «Хвалите Господа с небес, Хвалите Его в вышних» вынесен на верхнее поле иконы. Далее, следуя тексту, иконописец изобразил мир, прославляющий своего Создателя. Вверху небесная твердь — «небеса небес», изображенная в виде дугообразных полос, на которой «все звезды и свет» с солнцем и луной и «воды, которые превыше небес». В центре вверху — Спас в образе Эммануила, восседающий на херувимском престоле, благословляющий сотворенный мир. На облаках — предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Предтеча и ангелы. Под облаками — земля и земные обитатели. Люди («все людие», «цари и судии», «старцы со юношами», «девы») образуют в композиции две иерархические ярусные группы: слева — праведные цари, монахи, юноши, старцы и младенцы; справа — судии, земные цари, девы, старцы и юноши. В центре — «горы, и вси холмы, и все бездна» с деревьями и травами («древа плодоносны»), среди которых порхают птицы, гуляют животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, экзотические слоны и носорог, фантастический единорог. В нижней части — подземные пещеры, куда не проникает свет, с обитающими там «змиями» — ящерицами, змеями и драконами с песьими головами. Изображая разнообразие и гармонию земной красоты, иконописец подчеркивает проявление в этом Божественного замысла, воплощения невидимой, высшей красоты.

Используя текст псалма, художник сопоставляет акты творения мира, описанные в Ветхом Завете, и дело спасения мира через воплощение Сына Божия. Спас Эммануил восседает на херувимском престоле ветхозаветного Бога Слова, Бога Творца. Текст в его свитке «Се Агнец Божий...» указывает на грядущее искупление. «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века...» (Ис.9:6). Мир предстоит Спасителю, уповая на его крепость и милосердие, преклоняясь перед его жертвой.

Вечная молитва, единение небесного и земного миров вокруг Спасителя, чей свет затмевает солнце и звезды, соседство хищника и ягненка — знаки грядущего Царствия Небесного, устроенного по законам Божественной мудрости, поэтому композиция иконы может рассматриваться как образ обновленного мироздания, возвращенного рая.

/Автор описания Е. Макарова/

Каталожные данные иконы:

Конец XVII века.
Ярославль
Дерево, темпера.
136 х 104
Происходит из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле
Ярославский музей, инв. И-116
Файл № 198
Sophia_2000_063_lores.jpg
59.54 KB   •    379


Икона «Хвалите Господа с небес». Конец XVII века. ЯХМ И-116
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16341 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 578 • 24 Авг 2005 17:24
Еще две иконы упомянуты в старом двухтомном каталоге Третьяковки:

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. М., Искусство, 1963.

1. Одна из икон находится под записью XIX века, поэтому описание дано скудное, а иллюстрации нет вообще:

т. 2, № 944, стр. 437-438
После 1668 года, школа Оружейной палаты, 250х147
Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве
Инв. № 21152

2. Вторая икона описана более подробно. Иллюстрация, к сожалению, воспроизводит только нижнюю половину иконы.

Цитирую описание по каталогу:

В композиции иллюстрируется текст 148 псалма Давида. В верхней ее части, на фоне "семи небес" (дугообразных полос) со звездами, солнцем и луной, в круге — Спас на престоле "в силах" и "ангельские чины" в девяти меньших кругах. По сторонам, следуя тексту псалма, изображены ангелы с Богоматерью и Иоанном Предтечей впереди, "цари земные, вси люди, князья и вси судьи земные, юноши и девы, старцы с юнатами (юношами)". В нижней части композиции пологие скалы с причудливыми очертаниями "ливанских кедров и плодовых деревьев". Среди ветвей деревьев на "скалах и в морях", изображенных в виде темных пещер, — многочисленные животные, птицы и пресмыкающиеся. Мир фауны представлен обезьяной, оленем, медведем, лошадью, волком, лисой, зайцем, бодающимися бараном и козлом, слоном, тигром, рыкающим львом, павлином, орлом, голубем, грифоном, единорогом, василиском, аспидом, китоврасом, крылатым змием, птицей сирином, двуглавым орлом и многими другими фантастическими и реальными изображениями. В центре нижней части композиции широкая вертикальная полоса из белых и красных точек, означающих огонь, град и снег, хвалящих Бога вместе со всею тварью, с ангелами, людьми, солнцем, луной, звездами, светом, холмами, водами, безднами, деревьями, зверями, гадами и птицами пернатыми.

Каталожные данные иконы:
т. 2, № 1006, стр. 480, илл. 176
Вторая половина XVII века. Вятка (?).
Доска липовая, с ковчегом, без шпонок.
Паволока, левкас, яичная темпера.
41 х 33.
Инв. № 24823
Файл № 199
Antonova_Mneva_1963_2_il175_cat1006_lores.jpg
53.04 KB   •    317


Деталь иконы «Хвалите Господа с небес».
Вторая половина XVII века. Вятка (?). ГТГ № 24823
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru