Наверх (Ctrl ↑)

Иконография "Архангел Михаил грозных сил воевода"

Arseny
Регистрация: 05.09.2005 Сообщения: 63
Сообщение   Сообщение № 1081 • 27 Окт 2005 17:38
Дорогие Форумчане! Помогите разрешить вопрос: когда появилась иконография "Архангел Михаил грозных сил воевода", когда стала популярна? Вот здесь есть примеры:
http://rus-icons.narod.ru/part7/photo67.html
Скачущий на огненном коне.

Мне тут высказали тезис, что эта икона в 18-19 вв особо почиталась у старообрядцев, а то и исключительно у староверов Урала и Сибири, но мне это как-то представляется сомнительным. Так или не так?
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1083 • 28 Окт 2005 00:36
В книге Ивана Бенчева "Иконы ангелов. Образы небесных посланников" (М., Интербук-бизнес, 2005, стр. 91) происхождению этой иконографии уделяется совсем мало внимания: "С XVII века в русской иконописи появляется новый образ, созданный на основе текста Откровения Иоанна: архангел Михаил изображен коронованным князем всех ангелов, великим военачальником и победителем диавола". Далее следует описание иконографии.

Чуть более подробно вопрос освещается в каталоге "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века / Каталог выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева" (М., Тетру, 2004, кат. № 101, стр. 227, илл. на стр. 142): "Иконография Архангела Михаила как всадника Апокалипсиса (гл. 8, 10) с многочисленными аллюзиями на тексты Откровения Иоанна Богослова появляется только во второй половине XVII века в связи с церковной реформой, породившей в обществе острое ощущение «близкого конца» света и переживания «последних времен». Появление толкований на книгу Апокалипсиса способствовало созданию новых иконографических изводов, в том числе «Архангела Михаила грозных сил воеводы», где «князь Апокалипсиса» выступает в момент его единоборства с дьяволом — решающей эсхатологической битве против зла. В старообрядческой среде этот сюжет, особенно в XVIII — первой половине XIX века, приобрел невероятно широкое распространение" (автор описания И.А.Шалина).

В других каталогах и книгах ничего путного пока не нашел, возможно чуть позже пороюсь еще.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1085 • 28 Окт 2005 00:52
Насколько мне известно, эта иконография зародилась в XVII-м веке у казаков-первопроходцев, как раз соответственно на Урале и в Сибири.
Что касается непосредственно старообрядцев -- тут ничего не могу сказать...
а, ну вот, пока я соображал, Илья и про старообрядцев пояснил... Smile

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Arseny
Регистрация: 05.09.2005 Сообщения: 63
Сообщение   Сообщение № 1100 • 28 Окт 2005 17:52
Спаси Христос за разъяснения!

Я до сих пор знал только одну типично-староверскую икону - "Ангел Благое Молчание". Ну, помимо мучеников раскольной поры, конечно. Вот, теперь, оказывается, есть ещё по крайней мере одна.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1101 • 28 Окт 2005 17:56
Может, и нет оснований называть её типично староверской.
Всё же иконография эта появилась ещё до раскола...

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Гость
Сообщение   Сообщение № 1103 • 28 Окт 2005 19:43
Я же не пишу "исключительно". Просто интересно, как у разных групп людей разные иконы оказываются в чести.

Скажим, у староверов-федосеевцев, я слыхал, были очень популярны медные образки св. Уара, ибо оному, как считалось, было дано право молиться за спасение душ умерших без причастия. А т.к. по федоеевскому упованию и сами они, и все их родственники, за неимением литургии, не могли причаститься перед смертью, то и приходилось молиться св. Уару.
Дионисий
Гость
Сообщение   Сообщение № 1104 • 28 Окт 2005 20:28
Вынужден огорчить многоуважаемых форумчан, ибо образ Архангела Михаила на коне, предводителя небесного воинства, впервые появляется в 1550-е гг. на иконе «Благословенно воинство небесного Царя…» (ГТГ, № 6141). Название иконы взято из стихиры 5 гласа песнопения православной вечерни и утрени в честь св. мучеников и тесно перекликается с посланием митр. Макария под Свияжск, который сравнивал воинов с мучениками. На списке с иконы конца 16 в. из Чудова архангел Михаил в виде огненного ангела. Ближайшим аналогом является монастырская фреска 15 в. в селе Петрауци (Румыния). Наиболее подробно и академически в современной искусствоведческой литературе эта тема разобрана у известного церковного археолога и богослова О.Г. Ульянова, чья статья есть на сайте.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18562 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1105 • 28 Окт 2005 21:40
Дионисий, помилуйте, как вы собираетесь нас расстраивать своими ценными замечаниями и важными дополнениями? Wink

Было бы здорово уточнить для наших читателей ту работу О.Г.Ульянова, на которую вы ссылаетесь -- в представленной статье «Архангел Михаил хранитель Святой Троицы» вроде бы подобная иконография не обсуждается...

Меж тем для наших читателей выкладываю икону из ГТГ, на которую указал Дионисий.

Источник черно-белого снимка:
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в., в. Опыт историко-художественной классификации. М., Искусство 1963
том II, илл. 37 (см. также том II, кат. № 521, стр. 128-134, илл. 38-41 (детали, ч/б).

В книге Ивана Бенчева «Иконы ангелов. Образы небесных посланников» (М., Интербук-бизнес, 2005) фотография иконы приводится на развороте (стр. 220-221), поэтому привожу цветную фотографию только левой, интересующей нас, половины + увеличенное изображение архангела Михаила на коне. Жаль качество снимков не очень... не очень...

[см. также цветное воспрозведение иконы в альбоме: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., Искусство, 1979. Табл. 104-105]
Файл № 348
Antonova_Mneva_II_037_lores.jpg
79.83 KB   •    306


Икона «Благословенно воинство небесного Царя…»
1550-е гг.
ГТГ, № 6141
Файл № 347
Benchev_220_lores.jpg
131.73 KB   •    375
Файл № 349
Benchev_220_detail_.jpg
74.33 KB   •    436


Последний раз редактировалось: Илья (29 Дек 2005 04:58), всего редактировалось 1 раз
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1106 • 28 Окт 2005 23:55
Дионисий писал(а):
Вынужден огорчить многоуважаемых форумчан, ибо образ Архангела Михаила на коне, предводителя небесного воинства, впервые появляется в 1550-е гг...

Что касается именно этой широко известной иконы, иконография Архангела Михаила на ней всё же несколько отличается от обсуждаемой, так что при всей их близости -- это всё же разные образы.
Вот для наглядного сравнения иллюстрация:


Двух других упомянутых икон я, к сожалению, не знаю.
Кроме того, необходимо упомянуть и широко известные лубочные воспроизведения иконы "Архангел Михаил -- грозный воевода", ранние из которых принадлежат середине XVII века.

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Дионисий
Гость
Сообщение   Сообщение № 1116 • 29 Окт 2005 19:15
Иван писал(а):
Что касается именно этой широко известной иконы, иконография Архангела Михаила на ней всё же несколько отличается от обсуждаемой, так что при всей их близости -- это всё же разные образы.


На самом деле в обоих случаях один и тот же образ Архангела Михаила, грозного воеводы небесных сил, на что указывает несомненная типологическая близость. Помимо ошибки у Ирины Шалиной относительно датировки, неточность есть и в альбоме Э.С. Смирновой "Московская икона", где основой для иконографии этого образа предложена одна из традиционных стихир. Спрашивается, что же тогда помешало раньше появиться именно такому иконографическому изводу, если текст был давно известен? Следует полагать, что образ Архангела Михаила, грозного воеводы небесных сил, обязан своим происхождением появлению богослужебного канона с одноименным названием, автором которого стал царь Иван Грозный. "Люботщатель иконного писания" и прежде всего наш уважаемый Илья могут обратиться к энциклопедическим исследованиям Олега Германовича Ульянова. который много лет сотрудничает с "Большрой Российской энциклопедией".
Faber
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 32062
Сообщение   Сообщение № 129390 • 09 Фев 2011 12:29
Подниму-ка я, пожалуй, старую тему, патамушта возник вопрос по одной из тем коммерческого раздела. Smile

Что за буквы прямо над головой Архангела?
Пересмотрела все свои папки с иконами Воеводы грозных сил - надпись  такого рода встречается достаточно редко - примерно на одной из 30-40 икон.

И нашлась-таки надпись без сокращения - см. вторую картинку.
Кто-нибудь может расшифровать/перевести?  Rolling Eyes
Файл № 37 519
943.jpg
167.95 KB   •    380
Файл № 37 518
433092946_o.jpg
165.53 KB   •    346
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 129393 • 09 Фев 2011 12:42
Над головой? Это из Псалма 103:
Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©


Последний раз редактировалось: Иван (09 Фев 2011 12:48), всего редактировалось 1 раз
Faber
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 32062
Сообщение   Сообщение № 129395 • 09 Фев 2011 12:46
Ага, мерси.

А на первой картинке (Файл № 37519) верхняя строчка что означает?   Rolling Eyes
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1500 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 129605 • 10 Фев 2011 10:39
Когда писал такую икону, как мог изучил вопрос -- тоже возникло ощущение -- что Михаил Архангел на коне из "Благословенно Воинство" -- находится в связи с иконографией "Воеводы"

То что и всадник и конь -- с крыльями -- весьма примечательно
Файл № 37 620
Arkh_Mikhail(blagoslovenno Voinstvo).jpg
1.94 MB   •    198

_________________
Спаси Господи
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group