Наверх (Ctrl ↑)

Помогите найти изображение орнамента росписи ниш в барабане церкви Архангела Михаила на Сковороде

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 441503 • 19 Мар 2014 10:34
Большое всем спасибо за внимание к моей теме!
     Давно пытаюсь определить,   какому  орнаменту  соответствует  декор  каймы  омофора
(фото 1 и фото 2).
    Выяснил, что это скорее всего старовизантийский орнамент в виде однотонных изгибающихся стеблей и листьев. В литературных источниках в качестве характерного примера такого орнамента в древнерусской стенописи, приводят роспись   ниш в барабане Новгородской  церкви Архангела Михаила на Сковороде.
    В библиотеке форума есть несколько примеров изображений фресок церкви Архангела Михаила, но,  к сожалению это не те фрески, на которые ссылаются литературные источники
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121&chap=8&ch_l2=21
Файл № 180 905
1 Икона Святитель декор каймы омофора 1.JPG
100.77 KB   •    123
Файл № 180 904
2 Икона Святитель декор каймы омофора 2.JPG
253.32 KB   •    233
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 441505 • 19 Мар 2014 10:41
В литературных источниках дается конкретная ссылка на двухтомник Орловой М.А. « Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI в. в 2х частях. Ч. 1: Текст. — 496 с. Ч. 2: Альбом. — 416 с. М.: «Северный паломник», 2004

http://npilgrim.ru/book.php?lng=ru&book=54

   Тираж книги давно распродан, книга стала библиографической редкостью, и многократные попытки найти этот двухтомник ни к чему не привели.

Интересуют изображения содержащие старовизантийский орнамент, судя по ссылкам скорее всего следующие из двухтомника Марии Алексеевны:
Ч.1 стр. 192-194 илл. 170-175, 251-252.  Ч.2 илл. 171,172
Буду очень благодарен !
Faber
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 32674
Сообщение   Сообщение № 441523 • 19 Мар 2014 11:33
Кажется, вот в этой статье есть похожий орнамент — http://www.monumentaserbica.com/mushushu/story.php?id=45
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 442150 • 20 Мар 2014 14:17
Спасибо Faber ! Очень полезная статья. Интересный  стилизованный растительный орнамент.
    Не совсем такой,  как на омофоре святителя, но похожий.  

    Кстати,  сравнивая орнаменты, обратил внимание, что декор каймы омофора на плечах святителя (фото 3), значительно отличается от декора каймы части омофора покрывающей левую руку святителя (фото 2).
Файл № 181 177
3 Икона Святитель декор каймы омофора 3.JPG
120.43 KB   •    95
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14235 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 443878 • 24 Мар 2014 21:05
Ягморт писал(а):
Ч.1 стр. 192-194 илл. 170-175, 251-252

Страницы первого тома:
Файл № 181 939
194_170-171.jpg
122.06 KB   •    90
Файл № 181 938
195_172.jpg
127.06 KB   •    94
Файл № 181 937
196_173.jpg
124.59 KB   •    84
Файл № 181 936
197_174.jpg
128.65 KB   •    87
Файл № 181 935
198_175.jpg
141.86 KB   •    133
Файл № 181 934
302_251.jpg
140.25 KB   •    84
Файл № 181 933
303_252.jpg
142.5 KB   •    75

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14235 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 443884 • 24 Мар 2014 21:15
Ягморт писал(а):
Ч.2 илл. 171,172
Страницы второго тома:
Файл № 181 941
II_150_171.jpg
118.59 KB   •    218
Файл № 181 940
II_151_172.jpg
132.17 KB   •    81

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 444441 • 26 Мар 2014 15:17
Большое спасибо Иван! Результат превзошел все ожидания ! Столько новой информации.

    Все равно остался ряд вопросов.

    Например. Большинство композиций, составляющих основу растительного орнамента Древней Руси, имеют строгое равенство правой и левой половин (зеркальная симметрия). Наверное, была бы логична и зеркальная симметрия узора на омофоре. Но этого нет (фото 5).
    Также, пока не удалось найти  орнаментальную композицию соответствующую части декора каймы омофора  (фото 4).
Файл № 182 414
4 Икона Святитель декор каймы омофора 4.jpg
143.99 KB   •    163
Файл № 182 413
5 Икона Святитель декор каймы омофора 5.JPG
108.41 KB   •    89
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 455184 • 24 Апр 2014 14:27
В мае Сергей Шумилов в  теме Балканская иконопись и "наивные"иконы Русского Севера: общность народно-простодушной трактовки образа поместил фото  Сербской иконы житие  Стефана из
Монастырского  комплекса  Грачаница в г. Требинье  (фото 6).

http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=40467

Может быть я и ошибаюсь, но по моему орнаментальная  композиция соответствующая части декора каймы омофора  (фото 4) и орнамент на полях Сербской иконы житие Стефана имеют общие черты…
Rolling Eyes
Файл № 222 157
6 Сербская Икона житие Стефана.jpg
288.82 KB   •    89
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 593051 • 26 Мар 2015 10:14
Благодаря форуму, мне удалось найти этот замечательный двухтомник –
http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=40056

   И опять не могу никак найти изображение фрески, имеющей отношение, теперь уже к росписям церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре.

   В первом томе Мария Алексеевна пишет в разделе, посвященном фрескам сковородки - « Точные аналогии скороводской стенописи в искусстве столичного круга найти трудно. Не в деталях, а в передаче общего мироощущения, в характере интерпретации классического типа ликов известное сходство, как кажется, можно усмотреть с одной из стилистических тенденций, существующей в ансамбле живописи Афендико. Определенную близость некоторых персонажей рассматриваемой росписи можно проследить с образом фресок храма монастыря Протат на Афоне (начало XIV в.), в частности с образом Христа (Mouriki, 1978, Fig. 38). В чем-то близок к изображению пророка Ионы в сковородских фресках и образ, открытый в храме афонского Великолаврского монастыря (?),(Mouriki D., "Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece at the Beginning of the Fourteenth Century",L'art byzantin au debut du XIVe siecle, Symposium de Gracanica 1973, Belgrade 1978 Fig. 17) исполненный, возможно, мастером который работал в Протате».

    Изображение пророка Ионы в сковородских фресках приведено выше Иваном (илл.  171 из второго тома).

    Найти изображение фрески с образом Христа монастыря Протат на Афоне, труда не составило (фото 7). А вот все попытки найти изображение фрески  Великолаврского монастыря на Афоне, о которой идет речь (Mouriki, 1978, Fig. 17), ни к чему  не привели.

    Если кто- то найдет изображение этой фрески, или даст ссылку, буду очень благодарен.

UPD: Нашли и изображение, и сам сборник целиком:
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1611706#1611706
Файл № 255 798
7 Афон Монастырь Протат Фреска с изображением Христа начала XIV века.jpg
233.82 KB   •    65
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 598841 • 08 Апр 2015 18:32
В книгу Марии Алексеевны вкралась  небольшая неточность. На Афоне нет монастыря Протат. Речь идет об Успенском соборе Протата святой горы Афон. Подробнее о соборе можно прочитать в замечательной статье  Олега Германовича Ульянова «Успение»  на святой горе  Афон приведенной в библиотеке форума.

http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=16&chap=1#pic6

Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 624476 • 22 Июн 2015 14:41
Ягморт писал(а):

   …  Выяснил, что это скорее всего старовизантийский орнамент в виде однотонных изгибающихся стеблей и листьев. В литературных источниках в качестве характерного примера такого орнамента в древнерусской стенописи, приводят роспись   ниш в барабане Новгородской  церкви Архангела Михаила на Сковороде …

 
 Мне задавали вопрос – « А что за литературные источники?» Никакого секрета нет –

Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век
Автор: Э. С. Смирнова Издательство: Северный паломник; 2011 г.
ISBN 978-5-94431-326-3  560 стр.

http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=284085#284085

На стр. 88-89   Энгелина Сергеевна пишет – «  Старовизантийский орнамент … не является редкостью и в новгородских стенописях; ср. например,  роспись ниш в барабане церкви Архангела Михаила на Сковородке, около 1400 г. и … ссылка на двухтомник Марии Алексеевны  Орловой « Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века». И далее – «В заставках сохранившихся русских рукописей этот орнамент в XV веке неизвестен, тогда как в Новгороде нашёл – в трансформированном виде – отражение в декоре Евангелия, ГИМ, Увар. 95 (фото 8.) …" .

Книга замечательная. Читается изумительно ...
Файл № 738 342
8 Орнаментальные мотивы. Заставка. Евангелие тетр, ГИМ, Увар. 95, Л.8..jpg
71.46 KB   •    35


Новгород, 1430-1440-е гг.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1621429 • 12 Апр 2022 17:52
Ягморт писал(а):
... В первом томе Мария Алексеевна пишет в разделе, посвященном фрескам сковородки -  … В чем-то близок к изображению пророка Ионы в сковородских фресках и образ, открытый в храме афонского Великолаврского монастыря (?),(Mouriki D., "Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece at the Beginning of the Fourteenth Century",L'art byzantin au debut du XIVe siecle, Symposium de Gracanica 1973, Belgrade 1978 Fig. 17) исполненный, возможно, мастером который работал в Протате».
   
         Изображение пророка Ионы в сковородских фресках приведено выше Иваном (илл. 171 из второго тома).
 
         Найти изображение фрески с образом Христа монастыря Протат на Афоне, труда не составило (фото 7). А вот все попытки найти изображение фрески  Великолаврского монастыря на Афоне, о которой идет речь (Mouriki, 1978, Fig. 17), ни к чему  не привели.  Если кто- то найдет изображение этой фрески, или даст ссылку, буду очень благодарен.

UPD: Нашли и изображение, и сам сборник целиком:
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1611706#1611706


     В прошлом месяце Илья нашел изображение этой фрески. Огромное ему за это спасибо!
     Нашел сегодня цветное фото этой фрески (на фото 9 - слева). В самом деле, фрагмент лика свт. Николая Мирликийского (Роспись кафоликона. XIV в. (Великая Лавра, Афон)) близок изображению лика пророка Ионы фрески церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, близ Новгорода.
Файл № 863 955
9 Слева - Афон Фрагмент лика свт. Николая Мирликийского. Роспись кафоликона. XIV в. (Великая Лавра).jpg
1.4 MB   •    61


Справа - лик пророка Ионы фрески церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, близ Новгорода. Около 1360 г. Автор фрески - Лазарь Муромский(?).

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1829637 • 08 Фев 2024 14:55
Тема неожиданно получила продолжение.
          Последнее серьезное исследование росписи церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода было опубликовано ровно 40 лет назад «Древнерусское искусство XIV–XV вв. /— М.: Наука, 1984. Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде».
         
           А два дня назад 6 февраля 2024 года в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» состоялся доклад Екатерины Васильевны Гладышевой – «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде». Екатерина Васильевна попыталась обосновать, что данные росписи соответствуют зрелому XV веку, 10-20 годам, и в качестве ближайшей аналогии привела сербские росписи церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава) выполненные в период 1407- 1418 гг. Гладышева считает (фото 11 из доклада), что образ Архангела в церкви Св. Троицы в Маносии достаточно близок образу Архангела в куполе церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода. А лики (фото 13 из доклада) неизвестного преподобного из той же церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава) и пророка Ионы из барабана церкви Архангела Михаила позволяют уверенно продвинуть фрески Скороводского монастыря в зрелый XV век. Правда, в докладе лик пророка Ионы почему-то был назван ликом пророка Софонии. И в иллюстрации к докладу (фото 13) также было указано -  Пророк Софония, фрагмент росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке». Хотя это лик пророка Ионы.
Файл № 992 400
10 Архангел Михаил. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия..jpg
202.24 KB   •    3


До 1418 года.
Файл № 992 399
11 Фрески Архангелы.jpg
252.04 KB   •    3


Слева - фрагмент фрески церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава), до 1418 года. Справа - фрагмент фрески в куполе церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода. Около 1360(?) года.
Файл № 992 398
12 Неизвестный преподобный. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия..jpg
205.61 KB   •    3


До 1418 года.
Файл № 992 397
13 Фрески неизвестный преподобный и пророк Иона.jpg
540.6 KB   •    6


Слева - фрагмент фрески церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава), до 1418 года. Справа - фрагмент фрески пророка Ионы церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода. Около 1360(?) года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1829691 • 08 Фев 2024 17:32
Из уже упоминавшейся выше, фундаментальной работы Марии Алексеевны Орловой  "Орнамент в монументальной живописи древней Руси. Конец XIII — начало XVI века" 2тт, можно узнать точку зрения на вопрос о времени создания фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила наших ведущих искусствоведов (стр. 187-188 первого тома двухтомника Орловой М.А) -  

     «Доступной для изучения стенопись Михаилоархангельской церкви оставалась около четырех лет  –  с момента раскрытия из под слоя побелок и записей в 1930-х годах (когда обнаружились утраты живописи в западной люнете, на южном и северном  сводах и в цокольных частях храма) до начала Великой Отечественной войны, в ходе которой она была разрушена. Не было сделано ни общих схем росписи, ни полной фотофиксации, ни подробных описаний.
     Отчасти из за этого, но не в меньшей степени и из-за художественных особенностей, амплитуда атрибутационных колебаний при датировке этой стенописи шире, чем у какого-либо другого памятника – от 1360 г. до первых десятилетий XV в. .
     Особенности фресок церкви архангела Михаила неоднозначно воспринимались уже их первооткрывателями. Наиболее определенным было мнение А.И. Анисимова, сложившееся на первой стадии реставрационных работ. С его точки зрения «фрески Сковородки являлись изысканным завершением русской новгородской школы монументальной живописи». Ю.А. Олсуфьев, после почти окончательного раскрытия фресок в 1937 г. характеризовал их не столь уверенно. Склоняясь к датировке стенописи концом XIV в., он указывал, что художественные особенности фресок позволяют отнести их «к эпохе палеологов», отмечал, что «в их стиле нельзя не усматривать влияния раннего ренессанса».
      В.Н. Лазарев подошел к атрибуции сковородской росписи более основательно. Определяя время ее создания как 1360-1361 гг., он исходил из трех основных положений: стиля росписи, отсутствия в ней всяких следов влияния Феофана Грека и, наконец , исторических фактов. Как известно, архиепископ  Моисей, покинув кафедру в 1359 г., два года доживал на покое в Сковородском монастыре, где скончался и был погребен. Едва ли при этом он оставил не расписанной им же возведенную ранее церковь.
     В дальнейшем, однако, все исследователи придерживались точки зрения А.И. Анисимова, даже сдвигая возникновение фресок в более позднее время. Так  Г.И. Вздорнов относит роспись Михаилоархангельского храма к позднему XIV или даже раннему XV в., отмечая ее ориентированность на "вторую волну" увлечения раннепалеологовским искусством, имевшим место в живописи сербской (моравской) школы. По мнению Э.С. Смирновой, роспись была создана в начале XV в.  Ю.Г. Малков считает ее  «памятником  рубежа XIV - XV вв. (и, быть может, скорее даже начала XV в.).  Наконец, с точки зрения Л.И. Лифшица, «этот памятник целиком принадлежит культуре XV в.».  

       В принципе, мнение Екатерины Васильевны Гладышевой попадает в самый конец амплитуды атрибутационных колебаний датировки данной стенописи.
Файл № 992 436
14 Храм Михаила Архангела в Сковородском монастыре Новгорода.jpg
56.05 KB   •    3


Фото начала XX века из книги В.Н. Лазарева «Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв.», М., Искусство,1973 г.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3736 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1829709 • 08 Фев 2024 18:44
Виктор Никитич Лазарев рассматривал сковородскую роспись в контексте балканского искусства. Лазарев писал в работе «Росписи Сковородского монастыря в Новгороде» - «По общему своему характеру сковородская роспись находится примерно на той же ступени развития, как и сербские росписи 30–40-х гг. XIV в. (Печ, 1337 г.; Дечаны, 1327–1348 гг.; Матейч, 1340–1350 гг.)», и далее - "Сковородскую роспись следует рассматривать как памятник того «палеоговского» направления в  новгородской живописи, истоки которого восходят к 30 -м годам  XIV века. Это, во всяком случае, памятник дофеофановского периода. Работавшие в Сковородке мастера прекрасно знали византийские образцы …".
       
          Г.И. Вздорнов первым попытался связать сковородские фрески с поздними сербскими средневековыми фресковыми циклами, относящимися к так называемой моравской школе живописи, которая сложилась в монастырях Северной Сербии, расположенных в долине реки Моравы. Подчеркнув при этом, что «Лучшие образцы творчества моравской школы — фрески в церквах Богородицы в Калениче (вскоре после 1413 г.) и Троицы в Манасии (около 1418 г.), а также изумительные по качеству исполнения и художественному совершенству миниатюры работы мастера Радослава из одной афонской рукописи, хранящиеся ныне в Публичной Библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Именно здесь мы находим детали, вызывающие близкие ассоциации с деталями новгородского памятника. Здесь те же, что и в Сковородке, гладкие юношеские типы лиц с тонкими носами, маленьким ртом и круглым подбородком, те же типы лиц более зрелых, бородатых мужей и старцев, те же характерные удлиненные пропорции фигур и красиво ниспадающие складки драпировок и, наконец, все признаки того же колорита. Преимущественно в сербских памятниках встречаются и орнаментальные мотивы сковородской росписи, например, мотив сходящихся и расходящихся синусоид».  

        Свою точку зрения, на вопрос о времени создания фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Герольд Иванович Вздорнов изложил на четырех страницах (298-301) в своей обширной публикации 1970 года -  Вздорнов Г.И. Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV веков: [Сб. статей]: Ч. 2. Духовная культура. — [М.: Изд-во МГУ], 1970. — С. 254–377. Три страницы текста (фото 15-17) и фотография на стр. 299 фрески пророк Авдий, расположенной на западном склоне северной подпружинной арки церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=5664
Файл № 992 550
15 Стр. 298 Вздорнов Г.И. Живопись. Очерки русской культуры XIII–XV веков.jpg
298.52 KB   •    6


Стр. 298 публикации Вздорнов Г.И. Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV веков: [Сб. статей]: Ч. 2. Духовная культура. — [М.: Изд-во МГУ], 1970.
Файл № 992 549
16 Стр. 300 Вздорнов Г.И. Живопись. Очерки русской культуры XIII–XV веков.jpg
288.26 KB   •    5


Стр. 300 публикации Вздорнов Г.И. Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV веков: [Сб. статей]: Ч. 2. Духовная культура. — [М.: Изд-во МГУ], 1970.
Файл № 992 548
17 Стр. 301 Вздорнов Г.И. Живопись. Очерки русской культуры XIII–XV веков.jpg
296.24 KB   •    5


Стр. 301 публикации Вздорнов Г.И. Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV веков: [Сб. статей]: Ч. 2. Духовная культура. — [М.: Изд-во МГУ], 1970.
Файл № 992 552
18 Фото фрески пророк Авдий.jpg
251.5 KB   •    6


Фреска на западном склоне северной подпружинной арки церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода. Около 1360(?) года.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group