Виктор Никитич Лазарев рассматривал сковородскую роспись в контексте балканского искусства. Лазарев писал в работе
«Росписи Сковородского монастыря в Новгороде» - «По общему своему характеру сковородская роспись находится примерно на той же ступени развития, как и сербские росписи 30–40-х гг. XIV в. (Печ, 1337 г.;
Дечаны, 1327–1348 гг.; Матейч, 1340–1350 гг.)», и далее - "Сковородскую роспись следует рассматривать как памятник того «палеоговского» направления в новгородской живописи, истоки которого восходят к 30 -м годам XIV века. Это, во всяком случае, памятник дофеофановского периода. Работавшие в Сковородке мастера прекрасно знали византийские образцы …".
Г.И. Вздорнов первым попытался связать сковородские фрески с поздними сербскими средневековыми фресковыми циклами, относящимися к так называемой
моравской школе живописи, которая сложилась в монастырях Северной Сербии, расположенных в долине реки Моравы. Подчеркнув при этом, что «Лучшие образцы творчества моравской школы — фрески в церквах
Богородицы в Калениче (вскоре после 1413 г.) и
Троицы в Манасии (около 1418 г.), а также изумительные по качеству исполнения и художественному совершенству миниатюры работы
мастера Радослава из одной афонской рукописи, хранящиеся ныне в Публичной Библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Именно здесь мы находим детали, вызывающие близкие ассоциации с деталями новгородского памятника. Здесь те же, что и в Сковородке, гладкие юношеские типы лиц с тонкими носами, маленьким ртом и круглым подбородком,
те же типы лиц более зрелых, бородатых мужей и старцев, те же характерные удлиненные пропорции фигур и красиво ниспадающие складки драпировок и, наконец, все признаки того же колорита. Преимущественно в сербских памятниках встречаются и орнаментальные мотивы сковородской росписи, например,
мотив сходящихся и расходящихся синусоид».
Свою точку зрения, на вопрос о времени создания фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Герольд Иванович Вздорнов изложил на четырех страницах (298-301) в своей обширной публикации
1970 года - Вздорнов Г.И.
Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV веков: [Сб. статей]: Ч. 2. Духовная культура. — [М.: Изд-во МГУ], 1970. — С. 254–377. Три страницы текста (фото 15-17) и фотография на стр. 299 фрески пророк Авдий, расположенной на западном склоне северной подпружинной арки церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=5664