И заключительный вывод Малкова относительно композиции "Сошествие во ад" -
«Учитывая все сказанное, не кажется слишком смелым утверждение, что своими, пусть даже не очень ярко выраженными, иконографическими нюансами сковородское изображение «Сошествия во ад», бесспорно тяготеет к образцам этого сюжета, выработанной эпохой, переходной для русской живописи – от архаики к новому стилю, в значительной степени инспирированному знакомством русских художественных кругов с достижениями родственного искусства Балкан. Уже мало что связывает сковородскую фреску с достаточно архаичным строем новгородского искусства середины XIV в."
И опять, в принципе все красиво и убедительно. Сковородское изображение «Сошествия во ад», в самом деле, на первый взгляд «бесспорно тяготеет к образцам этого сюжета, выработанной эпохой, переходной для русской живописи – от архаики к новому стилю, в значительной степени инспирированному знакомством русских художественных кругов с достижениями родственного искусства Балкан». Юрий Малков справедливо отметил, что – «уже мало что связывает сковородскую фреску с достаточно архаичным строем новгородского искусства середины XIV в.».
Но это только на первый взгляд. В действительности всё не совсем так.
В своей фундаментальной работе: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М.: Наука, 1976. (Центры художественной культуры средневековой Руси), Энгелина Смирнова отметила в описании иконы Сошествие во ад из собора Введенского монастыря в Тихвине (фото 72 в данной теме), - «Во второй половине XIV в. в новгородском искусстве встречаются иконографические типы данного сюжета: по сравнению с издаваемой иконой, их композиции более сложные, с большим числом фигур (см. об этом кат. №26 – «Сошествия во ад» конца XIV в. в ГРМ (фото 86 в данной теме)). Исключение составляет фреска Сковородского монастыря, где использован старый извод, близкий к издаваемой иконе: слева изображены Давид, Соломон и Иоанн Предтеча, а справа Адам, Ева, Авель и еще один персонаж».
Видимо Малков не был знаком с росписями Успенского собора Протата святой горы Афон выполненных в начале XIV века и которые, при всем желании, никак не могут быть отнесены к позднепалеоговскому времени. Древнерусский иконописец не игнорировал, хорошо ему знакомый экспрессивный вариант Кахрие Джами, как посчитал Юрий Григорьевич, а взял за основу вариант композиции «Сошествие во ад» Успенского собора Протата святой горы Афон. Который, скорее всего, считал более подходящим под концепцию заказчика росписи новгородского Архиепископа Моисея, поставившего задачу создать в храме "с помощью живописи настроение светлого, безмятежного покоя". На фото 91 на афонской фреске композиции "Сошествие во ад" представлены практически все вышеперечисленные Юрием Малковым иконографические нюансы сковородской фрески.
Как мы видим, и в данной композиции нет никаких иконографических элементов позволяющих внести уточнения в решение вопроса о датировке памятника.