Наверх (Ctrl ↑)

Помогите найти информацию о триптихе из Базилики Святителя Николая в Бари

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 446357 • 01 Апр 2014 11:31
Всем спасибо за внимание к моей теме.

     Последние полгода пытаюсь найти какую-либо информацию о триптихе из Базилики Святителя Николая в Бари. В интернете вроде бы ссылок много, но все, в основном, сводится к следующему описанию:

     ….  На Крите, вошедшем после Четвертого крестового похода в состав владений «Тишайшей» Венецианской республики, сложилась блестящая крито-венецианская школа иконописи. Она использовала богатство византийской традиции, но в другом, западно-европейском контексте, и ее иконы пользовались большим спросом в итальянских городах с «византийским прошлым». Триптих Божией Матери Страстной со Святыми Иоанном Богословом и Николаем, создан, вероятно, именно критским художником, скорей всего, Андреем Рицо из Кандии, (1451 год)  для какого-то благочестивого итальянца, предположительно, барянина (точные обстоятельства поступления иконы в Базилику неизвестны). Центральный образ представляет собой Божию Матерь с Младенцем, Которому ангелы, в верхнем регистре иконы, являют орудия грядущих Страстей. Надписи на иконе, как на греческом, так и на латыни, также указывают грека-автора и на итальянца-заказчика. Святитель Николай представлен в полном соответствии со сложившимся к тому времени каноном. В настоящее время триптих помещен в правую апсиду верхнего храма Базилики.

       Интересуют ссылки на любую информацию о  триптихе, но в первую очередь хотелось бы узнать, из какого дерева изготовлена основа триптиха и размеры последнего. Буду очень благодарен.
Файл № 183 295
1 Триптих Рико Канди Базилика Святителя Николая в Бари 1451 год.jpg
207.52 KB   •    295
Faber
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 32085
Сообщение   Сообщение № 446368 • 01 Апр 2014 12:04
Ягморт писал(а):
Андреем Рицо из Кандии

Только не Анреем Рицо, а Андреасом Рицосом (Andreas Ritzos).

В каталоге Греческие иконы с острова Крит XV-XVII вв. Из музейных и частных собраний. (ЦМиАР, Москва, 2010 г.) есть небольшой триптих, приписываемый Андреасу Рицосу.
Пишут — триптих изготовлен из дерева плотной древесины (сосна южной породы).
Кроме того, в качестве материала основы других икон того же времени указаны ещё орех, липа и кедр.

Извините, вот только то, что пока удалось найти.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 446376 • 01 Апр 2014 12:21
В другой транскрипции изограф именуется  Andrea Rico Da Candia — Андреа Рико ди Кандиа. [Андреас Рицос — это на греческий манер, видимо].
Центральная часть триптиха — икона Богородицы Страстная — была повторена им в своё время отдельно и находится  в Princeton University Art Museum, размер её 77 x 91 см: http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/grecheskaya/bogomater_strastnaya2/?p_f_11_75=1&ref-cat=

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 452208 • 15 Апр 2014 12:45
Спасибо Иван и Faber ! Еще одно произведение  Андреаса  Рицоса, есть оказывается в галерее форума !


http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2765


      Но вот что странно, о  самом известном  и почитаемом – Триптихе из Базилики Святителя Николая в  Бари почти ничего не известно….
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13460
Сообщение   Сообщение № 452233 • 15 Апр 2014 14:32
Известно происхождение триптиха, известно имя автора, известен год создания триптиха. А что еще нужно? Shocked
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 452300 • 15 Апр 2014 17:35
Первое  документальное  упоминание  имени  Андреаса  Рицоса 27 июля 1451 года. С какого времени триптих в Базилике? Почему  триптих  всегда так уверенно датируют 1451 годом, а все остальные произведения  - второй половиной  или  концом  15 века ?  Например,  Успение  Богоматери  с  острова  Патмос   широкая  датировка 1460-1480 годы…

http://it.wikipedia.org/wiki/File:Andreas_Ritzos_-_The_Mother_of_God_Enthroned_-_WGA19509.jpg

     Очень странно,  что ни в отечественных,  ни  в зарубежных источниках нет никакой информации,  даже  размер не удалось узнать….
Зато  заказать постер , или увидеть в хорошем разрешении   никаких проблем нет.

http://www.allposters.com/es/gallery.asp?startat=/es/getthumb.asp&c=c&search=119740&langiso=es
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1147697 • 10 Янв 2019 12:30
Почему поднял тему 2014 года?

   Вчера взял в библиотеке книгу   известного советского  историка-слависта, источниковеда, специалиста в области истории и культуры России X-XIX веков Михаила Николаевича  Тихомирова
Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., Наука 1969 (фото 2).
   
   В самом начале книги (стр. 25) Михаил Николаевич пишет – «Влияние итальянской, в частности итало-критской, художественной школы на русскую шло через Константинополь, где русские встречались не только с греками и южными славянами, но и с итальянцами  Галаты. Искать связей итальянского Возрождения  с подлинным русским возрождением   XIV- XV вв. – вовсе не фантазии, а дело исторической прозорливости.
Файл № 575 778
2 Книга Михаила Николаевича Тихомирова Исторические связи России со славянскими странами и Византией.jpg
56.68 KB   •    68
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1147699 • 10 Янв 2019 12:34
Слева на фото 3 правая часть Триптиха Божией Матери Страстной со Святыми  Иоанном Богословом и Николаем  из  Базилики Святителя Николая в Бари, написанная знаменитым Критским  изографом Андреасом  Рицосом  в 1451 году.  Справа фото иконы Святитель Никола.
   В фотошопе  я убрал все поздние темно-коричневые обновления контуров и надписей на иконе. Вся живопись на иконе, на данном фото,  родная авторская, за исключением точечных тонировок реставратора.
   
   Я уже задавал,  в 2014 году в одной из тем форума это вопрос, к сожалению,  тогда ответа не получил.
    Повторю еще раз  - « Можно ли осторожно предполагать,  что древнерусский мастер, автор  иконы  Святитель Никола  и знаменитый Критский           изограф Андреас Рицос (Andreas Ritzos),   вполне возможно использовали для написания своих икон одни и те же образы?  Если нет, то почему? «
Файл № 575 779
3 Прорись и икона Святитель Николай Базилика Бари Андреас Рицос 1451 год + Икона Святитель Никола.jpg
694.14 KB   •    150
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1162878 • 14 Фев 2019 17:46
В марте 2013 года, в устной беседе, на мое замечание – «Лик у иконы Святитель Никола греческий, икону написал, скорее всего,  византийский или греческий мастер». Сергей Анатольевич Субочев,  известный  российский   реставратор темперной живописи, отреставрировавший  не одну сотню древних икон  и произведений деревянного зодчества,  не только в России, но и далеко за ее пределами, высказал свое мнение - «Я считаю, икону писал русский иконописец  -  выходец с Афона,  или бывший в паломнической поездке на Афон, и хорошо знакомый с иконописью монастырей».
 
   Естественно, я сразу обратил внимание на икону Святителя Николая монастыря Хиландар на Афоне, атрибутируемую серединой 14 века.

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1641

   Но тогда посчитал,  - « Стилистически эти образцы совершенно разные, определённая схожесть также не может служить здесь сколько-нибудь весомым аргументом…» (фото 5).


  Прошло 6 лет. Можно констатировать, что Сергей Анатольевич, скорее всего, оказался прав.

  Задам вопрос еще  раз  - « Можно ли осторожно предполагать,  что древнерусский мастер, автор  иконы  Святитель Никола  и знаменитый Критский изограф Андреас Рицос (Andreas Ritzos),   вполне возможно использовали для написания своих икон одни и те же образы, например Афона (фото 4,5)?  Если нет, то почему? «.
Файл № 586 044
4 Иконы Святителя Николая Афон монастырь Хиландар около 1350 года + 2 иконы Андреаса Рицоса.jpg
689.58 KB   •    90


Крайняя справа икона Андреаса Рицоса Святитель Николай второй половины 15 века Крит Музей Монастыря Гониас (фото октябрь 2014 года).
Файл № 586 043
5 Икона Святитель Никола + икона Святитель Николай Афон монастырь Хиландар около 1350 года.jpg
609.09 KB   •    86
Zanotelli Tiziano
Регистрация: 04.10.2015 Сообщения: 304 Откуда: Italy
Сообщение   Сообщение № 1163178 • 15 Фев 2019 12:48
Dear friend,
with great difficulty I found the dimensions of the triptych: 188 x 89 cm. I could not know what kind of wood.
I want to point out an icon of the Mother of God of the Passion very similar to that of Bari, preserved in the National Gallery of the city of Parma, Italy.
measurements: 107.9 x 83.8
unknown type of wood. This icon is signed below by Andrea Rizo.

kind regards
Файл № 586 196
B26BF93A-F7C9-4335-8C98-0102A06E13A7.jpeg
540.75 KB   •    96

_________________
TIZ
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1163203 • 15 Фев 2019 14:44
Dear Tiziano, Thanks for sharing the measurements of the triptych by Andrea Rizo with us.
  The icon of the Mother of God of the Passion from the National Gallery of Parma is really beautiful. What’s more, it is signed by the author! I do agree that it is similar to the triptych from the Basilica di San Nicola in Bari.
  Thanks a lot for your help and interest for my topic!
Zanotelli Tiziano
Регистрация: 04.10.2015 Сообщения: 304 Откуда: Italy
Сообщение   Сообщение № 1163231 • 15 Фев 2019 15:55
Sorry,
if of interest, I forgot to add the Latin text of the icon of Parma, on the right side: “QUI PRIMO CANDIDISSIME GAUDIUM INDIXIT / PREHINDICAT NUNC PASSIONIS SIGNACULA / CARMEN VERO XPS MORTALEM INDUTUS / TIMENSQUE LETUM TALIA PAVAT CERNENDO "
Also the signature of the masters is in Latin: ANDREAS RICIO DE CANDIA PINXIT

_________________
TIZ
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1163243 • 15 Фев 2019 16:26
Что бы всем было понятно, Zanotelli Tiziano добавил -
 
 " Если интересно, то еще немного фактов об иконе.
На иконе из Пармы на правой стороне на латыни написано “QUI PRIMO CANDIDISSIME GAUDIUM INDIXIT / PREHINDICAT NUNC PASSIONIS SIGNACULA / CARMEN VERO XPS MORTALEM INDUTUS / TIMENSQUE LETUM TALIA PAVAT CERNENDO "
 Подпись мастера тоже на латыни: ANDREAS RICIO DE CANDIA PINXIT"


   Эта надпись на латыни переводится примерно так:

  Невинный, известивший о времени радости
  Теперь предостерегает о крестных муках Христос,
  одетый в бренную плоть,
  Боящуюся смерти, ожидает их со страхом.

  И любопытно. На триптихе из   Базилики Святителя Николая в Бари  центральный образ представляет собой Божию Матерь с Младенцем, которому ангелы, в верхнем регистре иконы, являют орудия грядущих Страстей. И под ангелом, который показывает крест младенцу, точно такая же надпись, как и на иконе из Пармы.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1164382 • 18 Фев 2019 12:19
Ягморт писал(а):
Первое  документальное  упоминание  имени  Андреаса  Рицоса 27 июля 1451 года. С какого времени триптих в Базилике? Почему  триптих  всегда так уверенно датируют 1451 годом ...


   Благодаря нашему итальянскому коллеге Zanotelli Tiziano, удалось найти ответ на большую часть первоначальных вопросов. Ниже приведен фрагмент статьи  священника  базилики Святителя Николая в Бари Gerardo Cioffari  Иконография Св. Николая в византийском наследии Апулии XI-XV века.


  … Лучшим примером изображения Святого Николая  в византийском стиле можно считать триптих, написанный Андреем Ризо Кандийским, который сохранился и до сих пор выставлен в Базилике Святителя Николая в Бари. Рожденный около 1422 года, Андрей был сыном Николая Ризо, также художника, имевшего некоторый успех, и Эргины. Множество документов о нем и его работах было открыто ученым Марио Капатаном. Самый ранний из них датируется 1451-м годом, к этому же году Капатан относит и создание триптиха из Бари.
  Площадь, покрытая на иконе темперой, составляет 188*89 см. Возможно, до 1884 года триптих хранился во дворце Приори (как это засвидетельствовано французским аббатом Барбье де Монто). В 1932 году триптих был отреставрирован и выставлен в левой апсиде базилики …
   Триптих Ризо Кандийского не имел такого успеха и почитания, как икона Уроша III. Однако оказал влияние на многих художников. В качестве примера имитации можно взять, например, полиптих из церкви Святого Стефана  расположенной около Монополи (недалеко от Бари), который сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства. Этот образ Святого Николая, изображенного во весь рост, поразительно похож на образ  на полотне Ризо … .
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3642 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1168928 • 28 Фев 2019 16:48
Успенский собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов, и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.
  Я уже задавал в этой теме  вопрос - «Можно ли осторожно предполагать,  что древнерусский мастер, автор  иконы  Святитель Никола  и знаменитый Критский изограф Андреас Рицос (Andreas Ritzos), вполне возможно использовали для написания своих икон одни и те же образы, например Афона?«.  
 
  Добавлю к образам с Афона еще два  – фрагменты фресок Святителя Николая  и Иисуса  Христа  из  Успенского собора Протата, выполненные  около 1310 года, предположительно великим Мануилом Панселиносом (фото 6,7).

  Интересный момент! Из экспертного заключения иконы Святитель Никола – «... Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил ...»

  Из монографии Ю.И. Гренберга – «Смальта — это порошок тонко или грубо измельченного калийного стекла, окрашенного небольшим количеством окиси кобальта в синий цвет. Химический состав смальты может значительно меняться из-за наличия различных примесей, придающих пигменту тот или иной оттенок синего цвета, С увеличением содержания оксида  калия уменьшается устойчивость смальты. Этим объясняется, что некоторые ее образцы со временем изменяют свой цвет — интенсивный синий становится более бледным, сероватым»
   Изначально фон медальона Христа на иконе Святитель Никола был такой же ярко-синий, как и фон  на фреске Иисуса  Христа  из  Успенского собора Протата ...
   За прошедшие  столетия этот пигмент (смальта), к сожалению, потерял свои свойства –  из-за вымывания калия  цвет пигмента из ярко-синего, стал зеленовато-серым. Правда пару раз, на снимках фон медальона Христа вдруг становился синим, как пример фото 8, отчего это зависит, выяснить не удалось ... Rolling Eyes
Файл № 589 783
6 Афон Успенский собор Протата фреска Николай Чудотворец Мирликийский+ 2 Иконы Святителя Николая.jpg
751.44 KB   •    69


В центре фреска Святителя Николая из Успенского собора Протата, выполненная около 1310 года, предположительно великим Мануилом Панселиносом
Файл № 594 437
7 Афон Успенский собор Протата Фрагмент фрески с изображением Христа начало XIV века + фрагмент медальона Христа иконы Святитель Никола.jpg
118.67 KB   •    73
Файл № 605 309
8 Фрагмент иконы Святитель Никола снимок 13 августа 2012 года.jpg
230.57 KB   •    78
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group