Наверх (Ctrl ↑)

[PDF] Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle [О. С. Попова. Русская миниатюра XI–XV веков]

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1436915 • 17 Дек 2020 15:57
Ягморт писал(а):
… И далее, в своей работе Энгелина Сергеевна подчеркивает  – «Установление авторства фрескистов и миниатюристов в сфере иконописи является более трудным, из-за специфики икон, особой законченности их формы. При переходе от фрески к миниатюре художник в меньшей степени изменяет свои приемы, нежели при переходе к иконописи, в силу особой природы иконы как идеального молельного образа …»


     Задача установления авторства в различных сферах живописи трудная, но вполне выполнимая. Автором иконы, фрески и миниатюры, представленных на фото 49, предположительно является ведущий мастер (Лазарь Муромский (?)) фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.

     Второй мастер (так их разделил В.Н. Лазарев) росписи фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила был автором композиции «Входа в Иерусалим», пророков Предтечи, Софонии, Иеремии, праотцов на подпружинных арках (фото 47) и ряда других. Вполне возможно, он был автором знаменитой иконы Спас на престоле 1362 года, из Софийского собора в Новгороде (фото 48.). Естественно, данная икона представлена в галерее форума -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5472
Файл № 753 742
47 Сковородский монастырь. Церковь Михаила Архангела. Фрески Пророк Иеремия и праотцы на подпружинных арках..jpg
325.4 KB   •    4


Фрески выполнены вторым мастером фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила. Великий Новгород, около 1360 года.
Файл № 753 741
48 Икона Спас на престоле из Софийского собора в Новгороде.jpg
3.14 MB   •    4


На передней грани подножия престола надпись - "В лето 6870 (1362) а индикта 15 написана бысть икона сия повелением архиепископа имярек Великого Новгорода (и Пскова)".
Файл № 753 740
49 В центре фрески Богоматерь из «Благовещения» и Царь Давид. Сковородский монастырь Новгорода, около 1360 год.jpg
2.23 MB   •    11


Икона Святитель Никола, фрески и миниатюра евангелист Матфей, предположительно, выполнены ведущим мастером фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1436932 • 17 Дек 2020 16:24
В библиотеке форума, одной из основных публикаций посвященных данной  иконе, является статья  - Царевская T. Ю. Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 471–490.

    Татьяна Юрьевна пишет об иконе «Спас на престоле» (стр. 486) – «Наиболее характерен для искусства своего времени лик Спасителя. Его темная плотная карнация контрастирует с общим колоритом иконы. Отдельные ослепительно сияющие пятна света, лежащего на разбеленной зеленоватой подкладке, дополняемые положенными поверх более плотными белильными движками, контрастно очерчивают пограничные зоны (надбровные дуги, глазницы, кромку губ), истончаясь и неуловимо сплавляясь с сумрачной, лишенной материальных качеств «тканью» лика и тем самым намечая его рельеф. Этот акцентрированный холодный свет, мистически излучаемый отдельными участками рельефа, проявляющимися из сумрака темной карнации, классически верный пластический строй изображения, как и многоплановый, сложно нюансированный строй образа – кажутся узнаваемыми и побуждают искать себе аналоги в искусстве главных византийских художественных центров. Однако среди современных произведений этому лику едва ли найдутся достаточно близкие параллели.

     Достаточно близкие параллели есть, и как раз во фресках Сковородского монастыря выполненных вторым мастером фрескового ансамбля (фото 47). Который, вполне возможно, к тому же был и автором иконы «Спас на престоле» 1362 года. Какие аргументы можно привести, в пользу этого предположения? Фрески и икона (фото 50), написаны в один период времени (их разделяет максимум несколько лет), у них общий заказчик (новгородский архиепископ Моисей), общая стилистика (внешне практически идентичное высветление личного), и ещё ряд любопытных моментов.  …  Rolling Eyes
Файл № 753 778
50 Икона Спас на престоле 1362 года, и две фрески церкви Архангела Михаила..jpg
1.99 MB   •    14


Автором иконы и фресок, предположительно, является второй мастер фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1437787 • 19 Дек 2020 17:22
На фото 51 слева фреска с изображением пророка Ионы в церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода, выполненная ведущим мастером фрескового ансамбля. Справа фреска с изображением пророка Иеремии, автором которой был второй мастер. Разницу стилей, несомненно, двух выдающихся древнерусских мастеров, хорошо характеризует орнамент, существовавший в нишах рядом с изображением пророков.

       Орнаменты в западной нише (рядом с изображением пророка Иеремии), и в юго-восточной нише барабана (рядом с изображением пророка Ионы) церкви Архангела Михаила похожи (в обоих случаях это двухмерные пальметты в обрамлении сердцевидно изогнутых стеблей), но они разные!  
       Орнамент в юго-восточной нише рядом с изображением пророка Ионы был выполнен тщательно и обдуманно, хорошо читался на значительном свободном пространстве фона. Кстати, и на иконе (на фото 52 слева), также тщательно и обдуманно ведущим мастером фрескового ансамбля был выполнен орнамент на омофоре Святителя Николы.
        В тоже время орнамент в западной нише барабана рядом с изображением пророка Иеремии характеризуется крупным, небрежно выполненным узором, с произвольной толщиной  линий.

        На фото 52 слева икона Святителя Николы, написанная, предположительно, около 1360 года в Обонежье ведущим мастером фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила. Справа икона «Спас на престоле» 1362 года, автором которой, предположительно, был второй мастер фрескового ансамбля.

        Полемика с коллективом новгородских реставраторов в феврале 2016 года, относительно иконы Святитель Никола, закончилась ответом – "Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в. -  Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко".

       Основа иконы Святитель Никола (на фото 52 - слева)ель, иконы «Спас на престоле» 1362 года (на фото 53 - справа)  – сосна.
     
       Возникает резонный вопрос – «Почему для написания духовного завещания новгородского архиепископа - иконы «Спас на престоле» 1362 года, использована нехарактерная для новгородской живописи XIV в. основа – сосна?
Файл № 754 226
51 Фрески пророков Ионы и Иеремии в церкви Архангела Михаила.jpg
787.36 KB   •    13


Фрески в барабане церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода, около 1360 года.
Файл № 754 225
52 Слева икона Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.jpg
2.91 MB   •    8


Справа икона «Спас на престоле» 1362 года, автором которой, предположительно, был второй мастер фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1448572 • 15 Янв 2021 19:03
Т. Ю.  Царевская пишет об иконе «Спас на престоле» 1362 года (на фото 53 справа) – «Обращает на себя внимание противоречивый характер драпировок облачений Христа: сочетание эластичных, петлеобразных, скругленных линий  и острых углов, ломких каскадов, напоминающих хрупкие кристаллические образования. Эти сложные линейные мотивы имеют много общего с более ранними образцами палеологовской живописи – такими как фреска «Христос на троне» Мануила Панселина, … или вызывают в памяти уже упоминавшиеся миниатюры Евангелия Хлуд.30».  

      Ничего удивительного нет в том, что драпировки облачений Христа вызывают в памяти миниатюры Евангелия Хлуд.30. Ведь икона Спас на престоле 1362 года является репликой (уменьшенным повторением) знаменитого «Спаса Моисея» из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (размеры «Спаса Моисея» – 163*106, иконы 1362 года 137*86). А «Спас Моисея» (на фото 53 слева), как я предполагаю, был написан в Великом Новгороде не в 1337 году, как считается общепринятым, а в 1352 году ведущим мастером (Лазарем Муромским (?)) фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря. Который,  скорее всего, был и автором миниатюр Евангелия Хлуд.30.
Файл № 760 404
53 Иконы Спас на престоле 1352 и 1362 годов.jpg
2.11 MB   •    17


Слева икона «Спас на престоле» 1337(?) или 1352(?) года, автором которой, предположительно, был ведущий мастер (Лазарь Муромский (?)) фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода.
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 25852
Сообщение   Сообщение № 1448625 • 15 Янв 2021 20:57
Ягморт писал(а):
Ничего удивительного нет в том, что драпировки облачений Христа вызывают в памяти миниатюры Евангелия Хлуд.30.

Прежде чем утверждать подобное, неплохо было бы сравнить данные примеры именно с миниатюрами Хлудовского Евангелия из собрания ГИМа, которое вы почему-то упорно именуете Евангелие Хлуд.30.
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 25852
Сообщение   Сообщение № 1448629 • 15 Янв 2021 20:59
Что конкретно тут общего с вышеприведёнными иконами?
Файл № 760 436
000016_Хлуд.30.jpg
193.83 KB   •    13
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1448908 • 16 Янв 2021 16:27
Faber писал(а):
... Прежде чем утверждать подобное, неплохо было бы сравнить данные примеры именно с миниатюрами Хлудовского Евангелия из собрания ГИМа, которое вы почему-то упорно именуете Евангелие Хлуд.30.


     Татьяна Юрьевна в своей статье в первом упоминании миниатюр, дала ссылку на ГИМ - миниатюры Евангелия ГИМ, Хлуд.30, а затем в тексте просто -  миниатюры Евангелия Хлуд.30. Это разве некорректно?

     В качестве примера, помимо фрески «Христос на троне» (на фото 54 – слева), Татьяна Юрьевна считает, что эти линейные мотивы имеют много общего, в еще большей степени, - с миниатюрой тверской Хроники Георгия Амартола (на фото 54 – справа), в особенности то, как драпировки окружают Евангелие. Считаю, что возражений тут быть не может.
    Естественно, миниатюра Спас на престоле с тверским князем Михаилом Ярославичем и его матерью Оксинией, представлена в галерее форума -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5348

     Можно ли сравнивать драпировки облачений Христа и облачения Евангелистов миниатюр Евангелия ГИМ, Хлуд.30?  Я считаю что можно, и полностью согласен с утверждением Царевской – «(драпировки) … вызывают в памяти миниатюры Евангелия Хлуд.30» (фото 55).

     Кстати, очень любопытный момент! На миниатюре (на фото 55 – слева), у Евангелиста Иоанна, также как и на иконе1362 года Спас на престоле из Софийского собора в Новгороде у Христа, кисть правой руки лежит на тексте тыльной стороной наружу, к зрителю, с точно таким же перстосложением. Такое перстосложение, несомненно, в данном случае является благословлением обращенным к книге (фото 56) ...  Rolling Eyes
Файл № 760 520
54 В центре Икона 1362 года Спас на престоле из Софийского собора в Новгороде, слева фреска Мануила Панселина.jpg
3.08 MB   •    14


Справа миниатюра из «Хроники» Георгия Амартола. Троицкий список (ГБЛ, собр. МДА, № 100).
Файл № 760 519
55 Икона 1362 года Спас на престоле из Софийского собора в Новгороде, и миниатюры Евангелие ГИМ, Хлуд. 30.jpg
2.18 MB   •    23


Слева миниатюра Евангелист Иоанн. Евангелие апракос, середина XIV в. Гос. Исторический музей, Хлуд. 30, л. I об..
Файл № 762 093
56 Евангелист Иоанн (фрагмент Лихачевских врат+миниатюра Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30.)..jpg
688.32 KB   •    11


Благословляющая десница Евангелиста Иоанна сложенна двуперстно
(благословение, обращенное к книге (?)).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1455340 • 02 Фев 2021 12:45
Ягморт писал(а):
… Ничего удивительного нет в том, что драпировки облачений Христа вызывают в памяти миниатюры Евангелия Хлуд.30. Ведь икона Спас на престоле 1362 года является репликой (уменьшенным повторением) знаменитого «Спаса Моисея» из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля …  А «Спас Моисея» (на фото 53 слева), как я предполагаю, был написан в Великом Новгороде не в 1337 году, как считается общепринятым, а в 1352 году ведущим мастером (Лазарем Муромским (?)) фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря. Который, скорее всего, был и автором миниатюр Евангелия Хлуд.30.


     Раз реплика, значит в первоначальном варианте у Спаса на иконе 1352 года, было же такое перстосложение, как и у
Спаса на иконе 1362 года (фото 57).

    Икона «Спас Моисея» 1352 (1337(?)) года, скорее всего летом 1654 года, попала под никоновское исправление старой иконописи, в результате чего от авторского остался только золотой фон, да на лике и руках сохранились отдельные фрагменты живописи XV–XVI вв . Около 1700 г. Кирилл Уланов перелевкасил всю поверхность изуродованной иконы, за исключением головы Спаса, шеи по вырезу хитона и отдельных участков на руках. И естественно, тогда же, он дорисовал мизинец на правой руке Христа  -  двуперстие уже было под строгим запретом!
Файл № 764 386
57 Фрагменты Икон Спас на престоле 1352 и 1362 годов.jpg
495.37 KB   •    5


Справа фрагмент Иконы 1362 года "Спас на престоле" из Софийского собора в Новгороде.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1455341 • 02 Фев 2021 12:54
Почему 1352 год, а не 1337? Можно привести ряд веских аргументов, в пользу этого предположения. На один из них меня натолкнул академик Лихачев. В своей знаменитой книге Текстология (фото 58.) в разделе "Ошибки прочтения", главы «Работа древнерусского книжника», он приводит очень интересный пример!
    Дмитрий Сергеевич пишет – " Пример такой ошибки в цифрах, произошедшей из-за сходства одной из букв буквенной цифири с какой-нибудь другой буквой, извлекаем из исследования А.А. Зимина «Тысячной книги». В списке «Дворцовой тетради», сделанном с подлинника, дата его отсутствует. В ряде же рукописей служилого люда «Дворцовая тетрадь» отмечена то 7044, то 7045, то 7046 годом. По-видимому, как предполагает А.А. Зимин, даты эти явились из неверного прочтения буквы "кси" (60), которую можно принять за «ме» (45) или за «мs» (46). За дату 7060 говорит ряд соображений общего характера. В дальнейшем это наблюдение А.А. Зимина полностью  подтвердилось.  А. А.Зимин нашел список Государственного исторического музея (Муз. №3417), где в заголовке стоит дата 7060. Характерно, что последний список близок по тексту лучшему списку, в котором даты, однако нет».
Файл № 764 387
58 Титульный лист книги Д.С. Лихачев Текстология.JPG
402.28 KB   •    3


Академия наук (Пушкинский Дом), 1962 год.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1455363 • 02 Фев 2021 13:47
Из публикации Преображенский А.С. Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле  XIV века: аналогии и прототипы. (Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4. Великий Новгород  2011. С. 116–141.) - « … икона «Спас архиепископа Моисея» находящаяся в Благовещенском соборе Московского кремля.  … На передней грани подножия Христа сохранилась воспроизведенная поновителем древняя надпись: “В лето 6845 написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Михаила”. И далее –  … «Приведенную в надписи дату иконы обычно читают как 6845(1337) г. Это чтение вполне вероятно, однако, поскольку в существующей надписи над буквой Е нет знака титла (фото 59), дату можно читать и как «лето 6840-е»». В этом варианте прочтения, икона была написана в 1332 г.
 
    1332 год, вряд ли? Скорее всего, здесь точно такая же ошибка поновителя, как и в исследовании А.А. Зимина «Тысячной книги». Из-за неверного прочтения поновителем буквы «кси» (60), которую он принял за «ме» (45), и появилось 6845(1337), вместо 6860(1352)  …  Rolling Eyes
Файл № 764 432
59 Надпись на передней грани подножия Христа.jpg
496.36 KB   •    13


Фрагмент иконы «Спас архиепископа Моисея», Великий Новгород 1352 (1337(?)) год.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2649 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1462217 • 19 Фев 2021 10:09
Из публикации Преображенский А.С. Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле  XIV века: аналогии и прототипы.

     -  "Композиции, выполненные итальянскими мастерами для итальянских храмов, являются наиболее точными аналогиями новгородских и прочих русских образов Христа с надписями на подножии.  …   В XIII-XIV вв. число таких памятников резко увеличивается – среди них оказываются монументальные алтарные образы, в том числе созданные известными мастерами того времени. К этой обширной группе относятся, например, несколько сиенских произведений: …,  и «Maesta» Дуччо 1311 г. из сиенского собора" (илл. 60,61).

       "Сопоставление западноевропейских и, прежде всего, итальянских памятников с русскими показывает, что, несмотря на вариативность последних, на Руси прижился лишь один из нескольких иконографических типов, с которым ассоциировался мотив подножия и вотивной надписи на нем. Скорее всего, это означает, что русская традиция отталкивалась не от более распространенных на Западе тронных изображений Богоматери, а именно от икон Христа, как мы видели, связанных в основном с Римом и его окрестностями".

        «… Некоторые ранние произведения, … отличаются не только спецификой композиции, но и особыми свойствами стиля. К ним относятся как складень Лукиана, так и икона Спаса архиепископа Моисея 1330-х гг., которая насколько можно судить по ее нынешнему виду, обладает качествами, присущими произведениям развитого и еще не вполне прижившегося в Новгороде палеологовского искусства. Вместе с тем рисунок складок одежд Христа и некоторые детали престола (отверстия в форме квадрифолия) позволяют говорить о присутствии в этом памятнике западноевропейского художественного элемента … Среди мастеров, работавших в Новгороде в первой половине XIV века, были не только новгородцы, греки и южные славяне. Возможно, в обновлении местного искусства участвовали выходцы из юго-западных земель Руси, знакомые с византийской живописью в её столичном варианте, и в то же время – с западноевропейскими памятниками. Возможно, им были известны и иконографические мотивы, использовавшиеся в византирующем искусстве Италии. В любом случае, надписи на подножии русских тронных образов Спаса являются ещё одним важным свидетельством существования прямых или опосредованных контактов Новгорода и других центров с латинским Западом и показывают роль этих контактов в процессе формирования местной культуры".
Файл № 768 647
60 Дуччо. «Маэста» деталь. Сиена, музей собора..jpg
532.01 KB   •    5


Фрагмент алтарного образа, созданного в 1308—1311 годах по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.
Файл № 768 646
61 Надпись на передней грани подножия Богоматери..jpg
487.38 KB   •    8


«Maesta» Дуччо. Фрагмент алтарного образа, созданного в 1308—1311 годах по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru