Ягморт писал(а):
… Вопрос "кто", безусловно ключевой и при исследовании Лихачевских врат. И можно привести ряд веских аргументов, в пользу предположения, что Лихачевские врата были созданы в период 1349 - 1352 годов в Великом Новгороде, древнерусскими мастерами под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского, который, вероятнее всего был и автором большинства орнаментальных композиций …
А, вот что писал
Rostislav, при первом обсуждении доски иконы Святитель Никола на форуме (8 марта 2013 года) –
Rostislav писал(а):
Доска по обработке северного происхождения, рубленая, скорее всего северная провинция - Обонежье, такие есть в Карельском музее, в Русском, в Эрмитаже, с минимальным, характерным для рубленых досок прогибом. Характерен также очень узкий, одинарный почти сквозной шпон (фото 62).
Из монографии
Ю.И. Гренберга – «Общая закономерность скрепления досок русских икон сводится к следующему. Как и доски европейских картин основы наиболее ранних икон (XII – XIII вв.) скреплялись поперечными планками, прибитыми деревянными или коваными гвоздями на торцы или оборотную сторону доски (иногда по диагонали). Примерно с
XIV века, то есть
в то же время, как и в Европе, на Руси начинают применять
врезные шпонки. В XV – XVI веках доски скрепляли уже только шпонками, причем они довольно высоко выступали над поверхностью доски … «.
Однако, основа большинства икон Новгородской школы живописи, и практически всех икон Московской школы живописи
в XIV веке имела архаичные накладные шпонки.
Как пример, Праздничный чин из главного иконостаса Софийского собора Новгорода (около 1341 года) – работа
провинциальных византийских мастеров. Изображения исполнены на трех горизонтальных досках, каждая из которых состоит из трех частей, с оборота скрепленных
накладными шпонками на кованых гвоздях. Или например, 11 ранних икон Деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, относятся к Московской школе, атрибутируются последней четвертью XIV века. Основа всех икон состоит из нескольких досок лиственной породы скрепленных
накладными шпонками на деревянных штырях, дополненных коваными железными гвоздями с большими шляпками.
Или, например, два ранних списка иконы Богоматери Владимирской из Успенских соборов Москвы и Владимира имеют деревянные основы из двух липовых досок; тыльные стороны обработаны скобелем поперёк волокон и имеют
массивные накладные шпонки. Что, конечно же, является заметным
анахронизмом для
первой четверти XV века.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1944
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=178
Может быть, и случайное совпадение, но и
Лихачевские врата, вероятнее всего
1349 (?) года, в создании которых,
предположительно принимал участие
Лазарь Муромский, и иконы
«Спас Моисея» , скорее всего вторая половина
1352 (1337(?)) года и
Святитель Никола (около
1360 года), автором которых,
предположительно он являлся, имеют (или имели первоначально)
врезные шпонки …