По поводу иконографии:
Слышал от болгарских иконописцев, что на иконе изображено, как арх. Михаил держит в руке душу человека, совершившего несмертный грех. Человек же этот - не какой-то определённый герой, а собирательный образ.
" Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающым не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится."
( Первое послание Иоанна. Глава 5. стих 6).
Хотел подкрепить свое сообщение серьёзными ссылками, но ничего отыскать не удалось. Зато нашел информацию, проливающую свет на истоки иконографии этого образа:
" Относительно указанных еретиков святой Епифаний Кипрский в книге "о ересях" сообщает следующее: "они назывались саторнилианами - от Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнил жил в Сирии, близ Данфиса, где впервые распространил свое учение. Деятельным помощником у него был Василид, который распространял это учение в Египте. Учение их об ангелах сводилось к следующему: семь ангелов создали мир и всё, что в мире. Творение человека произошло так: ангелы, собравшись вместе, замыслили и сообща создали человека, по подобию приникшего свыше светлого образа... Но, когда был сотворён человек, ангелы по бессилию своему не могли довершить его творение. Человек, лежал на земле и был принижен наподобие пресмыкающегося червя до тех пор, пока Всевышняя Сила, приникнув и умилосердившись, ради собственного Своего образа и вида, из милости послала искру Своей силы и таким образом ею восстановила и оживотворила человека. Эта искра - душа человека, которой непременно должно спастись".
Взято отсюда:
http://www.angelologia.ru/prazdniki/127sobor_mihail.htm