Наверх (Ctrl ↑)

Незнакомые сюжеты фресок [Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде]

МаринаК
Регистрация: 05.11.2009 Сообщения: 915 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 74669 • 15 Янв 2010 00:17
Уважаемые коллеги! Смотрели фрески Перивлепты Охридской, три сюжета поставили в тупик. Буду благодарна, если кто-то растолкует.
Файл № 20 387
1.jpg
381.74 KB   •    556
Файл № 20 386
2.jpg
347.2 KB   •    493
Файл № 20 385
3_.jpg
369.09 KB   •    435
Файл № 20 384
3_верхний регистр.jpg
381.11 KB   •    382
Файл № 20 383
4_.jpg
170.98 KB   •    478
Файл № 20 382
4_верхний регистр.jpg
386.45 KB   •    312

_________________
Каждый есть иконописец собственной жизни. Свт.Григорий Богослов
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 74685 • 15 Янв 2010 02:38
Да, интересные и нечастые сюжеты в храмовых росписях...
1. Христос Ангел Великого Совета
2. Этот сюжет я не идентифицировал... Связано с Успением Богородицы, может быть?
3-4. Сон Навуходоносора
5-6. Притча о десяти девах

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13460
Сообщение   Сообщение № 74688 • 15 Янв 2010 02:47
Пока все спят, скажу - "А оно вам надо?".
Фрескам сотни лет, какие точно имели  замыслы художники, греки Михаил и Евлогий,  и каковы были пожелания заказчика, - можно только гадать.
В точности разгадать не удастся, не лучше ли просто любоваться ими?
Конечно можно истолковать виденное.
Сейчас есть по ним работы А.Васильевой.
http://www.portal-slovo.ru/authors/380.php
А еще в 1930-х А.Н. Грабар исследовал, описывал и толковал росписи сербских храмов.
Сюжеты, здесь показанные, -это прообразы Евхаристии. основываются на тексте книги Притчей Соломона: : "Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь: закла Своя жертвенная, и раствори в чаше Своей вино, и уготова свою трапезу: ...приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам: оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся: и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении"
1.  изображение "Ангела Великого Совета" из видения пророка Исайи, это  изображение юного Христа с крыльями Ангела, окруженного мандорлой. В руках Он держит жезл, венчаемый крестом, а также развернутый свиток с текстом из Пасхального канона Иоанна Дамаскина."Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен".
По краям - пророки Иезекииль -свидетель  славы Господней  и Аввакум, именно аввакумово видение "светоносного Ангела" лежит в основе отрывка из Пасхального канона  
2. образ "Богородицы на одре Соломона ",-  одр царя Соломона, окруженный "шестьюдесятью ратниками Израилевыми" На поверхности одра написан  образ Богородицы с  Младенцем.
Библейский образ любви Соломона и его Невесты здесь очевидно перенесен на Христа и Богоматерь. Значение одра здесь в трех основных толкованиях
- образ одра Соломона - трон Христа-Премудрости, создающего Себе храм,  
- одр, образ жертвенника или алтаря, служащих для преуготовления и освящения Честных Даров во время Литургии.
- и одр – как возвещение любви между Христом и Его Церковью, символизируемой Богоматерью.
4. - крылатая Премудрость Божия на троне, за столом, на котором лежит книга Притчей на словах: "приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам".    Кресчатый нимб, показывает что это - Христос, Воплотившееся Слово Божие.  Фоном служит семиколонный храм, на фронтоне которого  маленькое  изображение Богородицы
Три женщины служат Премудрости: одна несет хлеб, вторая держит  сосуд с вином, третья готовится распределить хлебы...
МаринаК
Регистрация: 05.11.2009 Сообщения: 915 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 74897 • 15 Янв 2010 23:29
СпасиБо! Просто здорово!
-"Пока все спят, скажу - "А оно вам надо?". - конечно, надо! Я, стоящий на месте простолюдина, хочу понимать, чтобы сказать "аминь" (1Кор.14:16)
-"В точности разгадать не удастся, не лучше ли просто любоваться ими?"- тут, Василий, я с вами совершенно не согласна. Опять-таки отсылаю, к той же цитате ап.Павла. Это же не импрессионизм... Ваш ответ, опирающийся на Писание, отрицает ваши слова о "гадании".
Я три года хаживала на сайт не регистрируясь, именно возможность разобраться в сложных иконографиях меня привлекла.
Очень благодарна.

_________________
Каждый есть иконописец собственной жизни. Свт.Григорий Богослов
Фамарь
Куратор «Музея форума»
Регистрация: 01.03.2007 Сообщения: 9570
Сообщение   Сообщение № 74899 • 15 Янв 2010 23:31
Василий молодец. Я только n4, "Премудрость созда себе дом", сумел опознать....
МаринаК
Регистрация: 05.11.2009 Сообщения: 915 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 74915 • 16 Янв 2010 00:48
Иван писал(а):
3-4. Сон Навуходоносора


Иван! я не "читаю" это изображение, как Сон Новуходоносора. Вы не могли бы пояснить?

_________________
Каждый есть иконописец собственной жизни. Свт.Григорий Богослов
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13460
Сообщение   Сообщение № 74916 • 16 Янв 2010 00:50
фамарь писал(а):
Василий молодец.
...
Это не я . Я только изложил толкования Грабара и Васильевой. Надеюсь -правильные.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 74921 • 16 Янв 2010 01:22
Марина
Ну если вкратце, то В своем сне Царь видел большого истукана. Его голова была из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, ноги – из железа, а стопы – из железа, смешанного с глиной и намазанного ею....(ну и далее , Даниила 2: 31-35) -- слева от окна видим спящего царя, справа -- истукана.
Этот сон толкуется как пророчество о Христе.

Я так понял этот сюжет. Может, и ошибаюсь.

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
МаринаК
Регистрация: 05.11.2009 Сообщения: 915 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 75039 • 16 Янв 2010 20:24
Иван
Правая часть сюжета - да, это, видимо, прор.Даниил толкует сон. Но левая часть? Спящий Новуходоносор - да. Образ Богородицы на горе - Камень Нерукосечный - да. Похоже. Но вот трёхликий ангел, указвающий на истукана...  ???
Василий СпасиБо за ссылку на статьи Васильевой, я уже скачала и потихоньку буду читать.

_________________
Каждый есть иконописец собственной жизни. Свт.Григорий Богослов
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 75043 • 16 Янв 2010 20:57
Трёхликий ангел здесь -- это и для меня осталось загадкой. Поискал по разным источникам -- ничего не нашёл пока.

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13460
Сообщение   Сообщение № 75097 • 16 Янв 2010 23:29
Цитата:
Трёхликий ангел здесь -- это и для меня осталось загадкой.
Трикефал (Τρικέφαλος, «трёхглавый») от эпитета древнегреческого бога.  
Толкования трехликий Ангел  - суть  София, Премудрость Божия, и отсюда уже  -  Сам Христос.
(Вот говорил - нет смысла искать объяснений каждому изображению.
Неверные толкования могут завести, откуда не выбраться.Такие умы путались, не нам чета.
Сергей Булгаков погряз и чуть реномэ себе не испортил в известном "Споре о Софии"  (см. Ваганову о иконографии Софии Премудрости и софиологии С.Н. Булгакова).
Или темпоральное толкования блж. Августина, еп. Иппонского-...
Хорошо толкует сербские, грузинские, афонские фрески о.Сергий Зиновьев - настоятель церкви св. Феодора Стратилата
в Великом Новгороде.)


 На фреске в церкви Перивлепты в Охриде - изображение трехликого ангела, который
явился во сне вавилонскому царю Навуходоносору

В тексте пророка Даниила  нет упоминания об ангельском явлении царю во сне, но толкование
Даниилом царского сна заканчивается словами:
«Великий Бог дал знать царю, что будет после сего».
Видимо, это место пророчества иллюстрировано во фреске Охрида
изображением трехликого ангела — посланца,символически  представляющего великого Бога,
но уже согласно  догмату христианства.  
Изображение Троицы в виде трехглавой фигуры исследователь трикефалов  в сербском искусстве
Р.Груич объясняет влиянием трехглавого божества политеизма типа индусского
Тримурти, какие имелись и у древних славян.(но западные исследователи иконографии
Троицы считают, что подобное изображение  западного происхождения, в свою очередь объясняя его влиянием рисунков
 кельтских и германских трехглавых божеств)

   Это изображение трехликого ангела - Троицы в Орхиде, как его определил  Груич, - есть  древнейшее изображение подобного типа в византийском искусстве из известных сейчас науке.
Всего же от древнего времени до нас дошли четыре изображения подобного типа.
- изображение  Софии в виде трехликой ангельской
фигуры в стенописи 14в. Хиландарского монастыря .
- композиция в монастыре Зарзмы в Грузии,
и — изображение Троицы во фреске монастыря Матеича 1355 г.
МаринаК
Регистрация: 05.11.2009 Сообщения: 915 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 75221 • 17 Янв 2010 22:06
Василий! ПРЕМНОГО  благодарна!
- "Хорошо толкует сербские, грузинские, афонские фрески о.Сергий Зиновьев - настоятель церкви св. Феодора Стратилата
в Великом Новгороде" - а где можно почитать о.Сергия, м.б. есть его работы в интернете?
- "Сергей Булгаков погряз и чуть реномэ себе не испортил в известном "Споре о Софии" - м.б. и не "чуть".

_________________
Каждый есть иконописец собственной жизни. Свт.Григорий Богослов
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group