Наверх (Ctrl ↑)

Фотосъемка: съемка плоских объектов

Марина
Регистрация: 03.11.2005 Сообщения: 330 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3030 • 23 Июн 2006 09:23
Статья из книги Л.Жалпановой «Цифровая фотография»  Shocked

Съемка плоских объектов — таких, как рисунки и картины, — является не простым делом. Здесь необходимо уметь правильно сориентировать фотокамеру по отношению к объекту съемки, а также обеспечить подходящие условия освещения.

Фотографирование картин

Фотография художественной картины должна отвечать определенным требованиям. Нужно, чтобы она абсолютно правильно воспроизводила все цвета и оттенки данного произведения, чего очень трудно добиться. Внешний вид также должен быть передан без искажений. Так, например, если картина обладает определенной текстурой (мазки кисти, нити холста и т. п.), их надо подчеркнуть, чтобы на фотографии все это было так же заметно, как и на оригинале.

Оборудование

Основная трудность фотографирования плоских объектов заключается в правильной организации освещения. Для этого вам понадобятся внешние вспышки и дополнительные приспособления, с помощью которых можно будет удобно расположить дополнительные источники света. Сам фотоаппарат должен иметь специальный разъем для синхронизации со вспышкой.

Если такого разъема нет, то рекомендуется вместо вспышек использовать специальные лампы накаливания, которые горят постоянно и не требуют синхронизации с фотоаппаратом.
Помимо штативов, для закрепления источников света вам могут понадобиться специальные переходники, а также специальные стойки.

Для получения более естественного изображения картины при использовании вспышки вам нужны будут рассеиватели и зонты. С их помощью свет становится мягким и рассеянным.

Если у вас нет соответствующего оборудования для дополнительного освещения снимаемого объекта, можно провести съемку на улице. Для этой цели лучше выбрать слегка пасмурный день, при котором солнечный свет неяркий и достаточно ровный. Для картины нужно найти такое положение, в котором она будет давать минимальное количество бликов.

Определение цели съемки

Прежде чем приступить к съемке, необходимо определить для себя цель использования будущей фотографии. Для помещения ее на web-странице или отправки по электронной почте основным требованием является небольшой размер. Детализация изображения в данном случае не так важна. Для этой цели подойдут любые модели цифровых фотоаппаратов, даже самые старые.

Чтобы получить фотографию, которая потом могла бы экспонироваться на выставках или аукционах, где очень важны качество и четкость изображения, а также точная передача цветовых оттенков и деталей, вам потребуется более совершенная техника.

Подготовка места съемки

Если есть возможность, то лучше снимать в помещении. Для этой цели подойдет просторная комната, в которой будет достаточно места как для картины, так и для размещения с каждой стороны от нее под углом 45° дополнительных источников освещения.

Фотоаппарат следует установить на значительном расстоянии от объекта съемки. Чем больше размер картины, тем дальше должна располагаться камера. При ярком дневном свете нужно слегка затемнить комнату, чтобы он не повлиял на значение баланса белого, а на картине не появились бы блики. Намного удобнее будет проводить съемку в вечернее время.

Если картина помещена за стекло, то при фотографировании лучше на время снять его, поскольку могут возникнуть дополнительные сложности из-за появления отражений и бликов. Любой защитный материал постарайтесь убрать.

Картина при фотографировании должна быть закреплена на стене.
Прямо напротив нее расположите штатив с закрепленным на нем фотоаппаратом, затем отодвигайте их понемногу назад до тех пор, пока картина не окажется полностью в кадре. Не рекомендуется использовать в этом случае широкоугольный объектив, поскольку изображение получится с искажениями.

Проследите за тем, чтобы объектив был направлен в центр картины, а его линза была расположена параллельно плоскости картины. При наличии мельчайшего наклона на фотографии возникнут искажения.
Для проверки параллельности картины и объектива можно воспользоваться небольшим уровнем. Старайтесь выровнять фотоаппарат. Это особенно необходимо при съемке крупных картин.
Точность необходима и при расположении источников освещения. Как говорилось, они должны быть направлены ровно под углом 45° к объекту съемки. Кроме того, они должны находиться на равных расстояниях как от картины, так и от стены. При такой планировке картина окажется равномерно освещенной со всех сторон и не будет содержать затемненных или слишком ярких областей.
Если вспышки очень яркие, попробуйте переставить их подальше и от стены, и от картины или установите их под другим углом.

Настройка параметров и съемка

Поскольку вы используете дополнительные вспышки, то надо перевести фотокамеру в ручной режим. Скорость затвора следует задать небольшую (1/500 или 1/1000 секунды), тогда влияние естественного освещения на картину будет уменьшено. Значение отверстия диафрагмы должно соответствовать наилучшей экспозиции. Для определения экспозиции используйте функцию экспозамера и брэкетинг. Кроме того, наблюдайте за гистограммой и изменяйте значения диафрагмы до тех пор, пока график не выровняется.
Баланс белого установите в соответствии с используемыми источниками освещения: солнечный свет, свет лампы накаливания, свет вспышки или флуоресцентной лампы.

После того как вы настроите фотоаппарат, сделайте несколько пробных снимков. Оценив их, внесите необходимые изменения в параметры настройки и снова сфотографируйте объект. При окончательном снимке можно также воспользоваться брэкетингом, например, с приращением в У3 шага диафрагмы. Получив несколько фотографий, выберите наиболее понравившуюся вам.
Заданными параметрами можно будет воспользоваться, фотографируя другие картины и плоские объекты. При этом нужно только менять расположение самого фотоаппарата, не меняя экспозицию и другие параметры.

Использование поляризационных фильтров

Эти фильтры являются наиболее сложными. Принцип их действия заключается в пропускании только тех световых волн, плоскость поляризации которых параллельна плоскости поляризации самого фильтра.

Благодаря этому действию поляризационные фильтры способны значительно смягчить или даже полностью устранить яркие световые блики, присутствующие на гладких или блестящих предметах. Кроме того, с помощью этих фильтров можно получить более насыщенные цвета, например, неба или листвы.

Не стоит чрезмерно увлекаться использованием поляризаторов, поскольку высокая степень поляризации света приводит к сильным контрастам и перенасыщенности цветов изображения. В результате фотография выглядит неестественно.

Поляризационные фильтры бывают линейные и круговые. С цифровыми фотоаппаратами лучше использовать круговые фильтры. Для оценки эффекта фильтра нужно использовать ЖК-дисплей, а не видоискатель, на котором не будут заметны изменения изображения, вызванные поляризатором.
Файл № 895
рис 1.jpg
76.99 KB   •    319
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 14928 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3033 • 23 Июн 2006 12:38
Марина, спасибо большое за статью, думаю - отличное начало новой темы, чтобы все не сваливать в одну кучу.  Smile
Ruthenium
Регистрация: 29.07.2005 Сообщения: 709
Сообщение   Сообщение № 3038 • 23 Июн 2006 23:04
Цитата:
Поляризационные фильтры бывают линейные и круговые

Чаще называются циркулярными
Вячеслав Лукин
Регистрация: 18.03.2006 Сообщения: 125 Откуда: Палех, Ивановская область
Сообщение   Сообщение № 4672 • 01 Фев 2007 05:12
Давеча придумал один способ избавления от бликов при сканировании. Способ простой, сканируется объект с разных сторон, склеиваются стороны без бликов.
С фотографией, думаю такой фокус тоже пройдёт, единственный момент, фот должен быть зафиксирован на всём(штатив, баланс белого, диафрагма да и вобще фсё), иначе есть риск получить разные по экспозиции снимки.
Файл № 1 433
antiblick.jpg
80.56 KB   •    214
Олег Щёлоков
Регистрация: 06.12.2007 Сообщения: 110 Откуда: г.Владимир
Сообщение   Сообщение № 12980 • 13 Дек 2007 23:33
Марина писал(а):
Детализация изображения в данном случае не так важна. Для этой цели подойдут любые модели цифровых фотоаппаратов, даже самые старые


К сожалению автор темы никак не делится личным опытом, просто цитирует чужую книгу. Поэтому о чем можно говорить с псевдоавтором?

Заочно обращаюсь к г-же Л.Жалпановой - вы неправы в следующем, для целей съёмки НЕ подойдут любые модели цифровых фотоаппаратов. Ни в коем случае!

Фотоаппараты непрерывно совершенствуются, и количество пикселей далеко не главная их характеристика.
У старых и первых моделей цифровых фотоаппаратов были, не побоюсь этого слова, отвратительные (!) по цветопередаче матрицы и крайне несовершенное по современным меркам ПО. Это сегодня фирмы гордятся новым термином - "процессор обработки изображений" и указывают что-то вроде "третьего поколения". Естественно раньше никто даже не подозревал про их существование. Другой чрезвычайно негативный для качества изображения момент это шумы матрицы. У старых матриц шумы лезут со страшной силой. Там где шум на изображении, там никогда не будет чистого цвета, кристального чистого, во всей радости полутонов. Шум это цветовая грязь, от которой избавиться невозможно. И эта проблема старых дешевых цифровых фотоаппаратов почему-то неизвестна автору книги?

Посему советовать в книге, дескать мол раз картинка всё равно небольшая, можно снимать любым фотоаппаратом, это крайне неправильно. Снимать и большие и маленькие картинки надо самым лучшим, самым дорогим и новейшим фотоаппаратом, на какой хватит денежных средств. А уже из полноценной высококачественной фотографии сделать маленькую приятную картинку не составит никакого труда.

Так что и сегодня даже новейшие фотоаппараты ценой за 125 тысяч рублей разочаровывают своими фотоматрицами, далеко не передающими всей фотографической полноты картины, доступной человеческому глазу. Что уж говорить о цифромыльницах, а тем более их советовать.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2020 phpBB Group
Top.Mail.Ru