Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1015990 • 29 Янв 2018 14:56
Заранее всем спасибо за внимание к моей теме!

   Образование у меня техническое, так что если где-то выразился не совсем правильно, или задал нелепый вопрос, прошу сразу извинить.

   Сравниваю  между собой тексты  двух поздних списков рукописи конца 14 века.  Первый относится к 50-м годам  17 века, второй 18 века. Фрагментами тексты полностью совпадают …
  Естественно возникает  множество вопросов. Пока задам только один.

   Вот по этому  фрагменту  – “ С Васильем же Великаго Нова града препроводих с ним 4 лета и известно писаньми уверился. Господин мой, Кесария великий духовный настоятель ... “ (на фото 1 фрагмента рукописи 17 века , и фото 2 фрагмента рукописи 18 века выделен желтым).

   В обоих рукописях х и м стоят сверху в словах “... препроводих с ним” .  Это о чем говорит ? Что в первоначальном списке были такие  же выносные буквы в этих словах, и оба переписчика потом также повторили написание этих слов с выносными буквами? Или это обычное написание данных слов.

   В рукописи 17 века написано  Д лета, а в рукописи 18-го  века четыре лета.  
Буква Д – принятое обозначение цифры 4 в кириллическом письме (старорусском).
   Можно утверждать, что переписчик рукописи в 18 веке просто заменил Д, на слово четыре, что бы стало понятнее?
Файл № 495 786
1 Фрагмент рукописи 50-е годы 17 века.jpg
182.26 KB   •    85
Файл № 495 785
2 фрагмент рукописи 18 века.jpg
441.74 KB   •    109
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12015
Сообщение   Сообщение № 1016370 • 30 Янв 2018 01:51
Это жития прп. Лазаря?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1026463 • 27 Фев 2018 22:20
Конечно верно, Василий ...

   Тут что интересно, рукопись XVIII века легко читается, даже неподготовленному исследователю, ... а у рукописи второй пространной редакции «Жития» Лазаря, созданной в середине XVII века  (ГИМ, собр. Уварова, № 542 (408), 50-е годы XVII века) ... Есть отличный перевод Барминской (Литвиновой) Н.Н , представленный в библиотеке форума, сравнение между собой этих двух списков, привело к неожиданному результату ... ( к сожалению, смайлик поставить нельзя).

http://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=9331
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12015
Сообщение   Сообщение № 1026786 • 28 Фев 2018 22:34
Так в чем дело, если есть отличный перевод?
Читаем, познаем традиции духовной культуры Севера, узнаем о Муромском острове и Лазаре Римском.
Радуемся и благодарим переводчиков
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1026794 • 28 Фев 2018 22:51
Василий писал(а):
Так в чем дело, если есть отличный перевод*

  Нам обывателям ( ... рукопись 18 века прочесть можно, а вот 17 века , я лично не смог), ...

[тут все удалено модератором. ИЛ]
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 14678 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1026802 • 28 Фев 2018 23:07
Ягморт, я в последнее время с большой тревогой читаю ваши сообщения. У вас точно все хорошо? Я снёс бОльшую часть вашего последнего сообщения -- давайте более ничего такого не писать, ага?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1026804 • 28 Фев 2018 23:17
Илья, добрый вечер! А что Вас, так напугало? Если я пишу, значит отвечаю ...

[удалено модератором]
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 14678 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1026808 • 28 Фев 2018 23:25
Ягморт, меня ничего тут не пугает, но вы не путаете никакую социальную сеть с профильным разделом форума? Хочется делиться сплетнями разными -- пожалуйте, на выбор: Фейсбук, ВКонтакте, ЖЖ, Инстаграмм и еще много где можно что угодно совершенно писать. Зачем в непонятную свалку превращать специализированный форум??

P.S. Не надо мое терпение испытывать: у меня сейчас мало времени, мало -- если мне не удается донести мысль словами, мне сейчас проще баном донести.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1026812 • 28 Фев 2018 23:45
Илья, да какие сплетни! Мой брат, Евгений Иванов ... Мастер спорта по ориентированию ...
    Да его охотхозяйство, не имело равных в России ..,   я там таких хариусов ловил, что одного признали самым крупным в России ...  Rolling Eyes
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 14678 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1026813 • 28 Фев 2018 23:53
Нет, что-то с вами не так совсем...  Я разблокирую вас завтра вечером.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1139059 • 18 Дек 2018 10:29
На прошлой неделе удалось поработать в Древлехранилище Пушкинского Дома  им. В.И. Малышева РАН. Молодая, симпатичная сотрудница ответила на несколько моих вопросов, поэтому вопрос о выносных буквах и обозначение года больше не актуален.
 
  Но следующий вопрос,  поэтому же фрагменту рукописей, - "С Васильем же Великаго Нова града препроводих с ним четыре лета и известно писаньми уверился. Господин мой, Кесария великий духовный настоятель ... "
  Что значит  в контексте данной фразы "известно писаньми уверился"? Сначала поставил ее в тупик.

  Но и тут мы разобрались. Это означает: "С Василием новгородским (архиепископом Новгородским и Псковским Василием Каликой) провел вместе 4 года, и узнал из посланий (писаний, писем), что господин мой Кесарии... преставился".
  То есть,  “... известно писаньми уверился” означает, что он получил сообщение о смерти Кесарийского Василия из каких-то письменных сообщений...   
Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1141680 • 22 Дек 2018 21:27
Она просто молодец!
  Мне все стало понятно, Стефан с его "осмью други своими" ходили по Константинополю с "вожем", и этим вожем был, вполне возможно, Лазарь Муромский ...  
  И высказывание Стефана о патриархе Исидоре, что он "вельми любит Русь", позволяет, с большой долей вероятности утверждать, что именно этим патриархом, было  поручено Лазарю Муромскому осмотреть и составить описание прославленных новгородских достопримечательностей: Софийского собора, городских церквей и монастырей ...
 
  И теперь, можно будет утверждать, что Стефан Новгородец с друзьями посетили Царьград именно в 1348 году, но никак не в 1349 - ом! Дальше, попробуем обстоятельно аргументировать данную версию ... Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1146737 • 07 Янв 2019 21:28
В своей  книге По берегам Онежского озера Энгелина Сергеевна Смирнова пишет (фото 3) – « Он жил в XIV веке и дважды ездил в Новгород по поручению константинопольского патриарха. Во вторую поездку ему было поручено осмотреть и составить для патриарха описание прославленных новгородских достопримечательностей: Софийского собора, городских церквей и монастырей. На этот раз Лазарь уже не вернулся в Константинополь, а остался в Новгороде при дворе архиепископа  Василия. После смерти Василия Лазарь отправился в дальнее путешествие «на северную сторону близ океана моря» на озеро Онего, чтобы основать там монастырь» .
 
  В  тексте рукописи  Жития Лазаря Муромского из собрания Ундольского, по моему мнению наиболее близкому к протографу (фото 4), прямо указывается - " … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав.  И вземъ  епистолию епископа Василия и преже себе  послах в Кесарию к Василию епископу  с купчинами. С ними же приидох в Великий Новеград … "
  Получается, с большой долей вероятности можно утверждать, что Лазарь Муромский второй раз пришел в Новгород с купеческим караваном  в 1349 году... Rolling Eyes
Файл № 575 111
3 стр. 122-123 книги Э.С. Смирновой По берегам Онежского озера.jpg
486.78 KB   •    9
Файл № 575 110
4 Фрагмент Жития Лазаря Муромского (ГБЛ, собр. Ундольского, № 146, XVIII в.).jpg
234.69 KB   •    15
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1147005 • 08 Янв 2019 17:58
Из Словаря книжников и книжности Древней Руси -
   «Стефан Новгородец (XIV в.) – автор хождения (рассказа о путешествии) в Царьград (Константинополь) в 1348 или 1349 г. Судить о том, кто был этот человек и в какое время он посетил Константинополь, мы можем только на основании данных самого сочинения, которое озаглавлено в рукописях: «От Странника Стефанова Новгородца». Анализ этих данных дал основание М.Н. Сперанскому предположить, что С. Н. «скорее всего, был мирянином, человеком благочестивым (как показывает самый «Странник»), несколько начитанным в духовной литературе (ему известно, например, житие Феодосия), довольно трезвым в своей; наблюдательности... был он, по-видимому, человеком достаточным... Судя же по тому вниманию, с каким отнеслись греки к Стефану... можно предположить, что он и его спутники по своему положению выделялись из общей массы рядовых паломников, с гидом ходивших по городу, т. е. можно счесть их людьми, занимавшими выдающееся положение и у себя в Новгороде» (Сперанский М.Н. Из старинной Новгородской литературы XIV века. Серия Памятники древнерусской литературы.Вып.4. Л. Изд-во АН СССР. 1934г с. 46)…»

  Теперь мы можем судить о том, кто был Стефан Новгородец и еще из одного источника – " Жития Лазаря Муромского".

   В своей фундаментальной работе Михаил Несторович Сперанский предполагает (стр. 47) - «… на основании этих косвенных указаний можно сделать предположение, что Стефан был, скорее всего, из новгородских торговых людей, довольно зажиточных, может быть,  приходил в Константинополь не исключительно с благочестивой целью поклонения здешней святыне, а,  подобно новгородскому же дьяку Александру, и с торговыми целями, а за одно затем направился и дальше, быть может, - в Иерусалим».  
  И это предположение оказалось небезосновательным. Из Жития Лазаря Муромского  - « и преже себе  послах в Кесарию к Василию епископу  с купчинами. С ними же приидох в Великий Новеград … ".
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1147008 • 08 Янв 2019 18:10
М.Н. Сперанский отмечает, что Стефан  и его спутники по своему положению, выделялись из общей массы рядовых паломников, объясняя это тем, что они занимали выдающееся положение и у себя в Новгороде. Но ведь это,  никак не дает ответ на вопрос, почему  протостатор («царев болярин») Факеолатос  выделил их  из огромной очереди и провел (вне очереди)  к Страстям Господним, а в Святой Софии они были представлены Патриарху Исидору.
     А ответ  очень простой, и он приведен  в конце текста хождения  – «А въ Царьград, аки в дубраву велику внити: без добра вожа невозможно ходити, скупо или убого не можеши видѣти ни цѣловати ни единого святого, развѣ на праздники которого святого будеть, то же видѣти и цѣловати».
   Вожем(проводником) у них был, скорее всего,  человек,  занимающий особое положение в Константинополе. Этим и объясняется  особое расположение к  Стефану  и его спутникам  и протостатора Факеолатоса , и патриарха Исидора  и гостеприимный прием в храмах и монастырях Константинополя (например,  в монастыре Святой Феодосии).
   
   И можно привести ряд доводов, в пользу предположения, что вожем у Стефана Новгородца и его спутников был именно Лазарь Муромский - один  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же,  исключительным социальным статусом…
Rolling Eyes
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru