Наверх (Ctrl ↑)

Благовещение

Иконы

  138

Мозаики

  8

Фрески

  25

Живопись

  3

Миниатюры

  14

Прориси

  7

Шитье

  3

Разное

  4

Копии, зарисовки

  3

Литье

  4

Печати

  2

Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах — например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места — на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. А Буслаев вспоминает триумфальную арку падуанской церкви, расписанной Джотто и его учениками (Madonna dell' Arena).

При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:

I. На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4). На иконах греческого письма обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних изображениях часто заменялся деревянным срубом — копией русского колодца. Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.

II. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10) — деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма.

III. В храмине. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Изображения с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века включительно. Но поскольку оба этих сюжета основаны на апокрифах, то в дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся с Евангелием от Луки.

Характеризуя изображения фигур Богоматери и архангела можно выделить два варианта извода:

1) новгородский (XV–XVI вв.): резко обернувшаяся Богоматерь, островерхий киворий над ней, широко шагающий архангел (примеры: одна из Софийских таблеток; деталь Царских врат из ГТГ);

2) московский (XV в.): покорно склоненная Богоматерь, округлый навес над ней, спокойная фигура архангела.

Дополнительно в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают один извод от другого:

а) Христос Эммануил, воплотившийся во чреве Богоматери. Примеры: знаменитое Устюжское Благовещение; храмовая икона XVII века "Благовещение с акафистом" Благовещенского собора Московского Кремля; перевод Гурьянова с иконы XVI века. Такой извод называют иногда "Богоматерь Воплощение". Символика Эммануила в данном случае раскрывается словами из библейской "Книги пророка Исаии" (7:14). В [ГТГ 1995] приводятся также слова из восьмой песни "Великого Канона" Андрея Критского.

б) Благовещение с книгой — все более укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Зародыш этого взгляда — в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея (6:7–9). Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".

в) Ветхий Деньми в полусфере вверху иконы, либо Его благословляющая десница там же. Имя Ветхого Деньми соотносится в первым лицом Троицы и восходит к тексту Книги пророка Даниила (7:9). От правой благословляющей руки Ветхого Деньми отходит луч, символизирующий Святого Духа. Часто в этом луче изображается голубь. Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова.

г) Девушка-служанка за прялкой. Примеры: икона из церкви Благовещения в Ярославле; икона-таблетка из коллекции ЦМИАР; прорись с иконы XVI века из собрания Тюлиных. Интерпретация этой фигуры пока еще не имеет окончательного решения. Федорчук в [Иконы 2002] высказывает следующее соображение: "С глубокой древности в мифологии европейских народов существовало представление о богинях судьбы. Появлялись они, по поверьям, у постели роженицы и начинали прясть нить новой человеческой жизни. Поскольку, согласно святоотеческим толкованиям, Боговоплощение происходит именно в момент Благовещения, тема новой судьбы и новой жизни, аллегорически выраженная в образе пряхи, могла появиться не в "Рождестве Христовом", а в "Благовещении".

д) Подсвечник с горящей свечой. В этом случае свеча — один из символов Богоматери, восходящий к Акафисту ("Светоприимную свещу, сущим во тьме явльщуюся, зрим Святую Деву…"). Иногда в сюжетах Благовещения присутствует и подсвечник с не зажженной свечой, но для него пока не найдено литературной основы.

е) Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (преимущественно в иконах Строгановской школы — см. [Иконы 2003]) .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы, христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник Отцы Церкви III-IV веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др., которые называли его древним и обычным церковным праздником. В VIII в. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения. Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, — четверг третьей недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще VI Вселенский собор постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста, а не Литургию Преждеосвященных Даров. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства.

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после Второго Ватиканского собора вернула ему более раннее название – «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

О. А. Крашенинникова, П. Д. Сахаров

Источник: "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия", www.km.ru
 Антонова, Мнева 1963 

Благовещение (Евангелие от Луки, 1, 26–38) изображает, согласно легенде, архангела Гавриила, сообщающего деве Марии о том, что она станет матерью бога. Композиция состоит из двух фигур в рост — архангела Гавриила, обращающегося с «благой вестью» к стоящей или сидящей Марии с веретеном в руках. Одновременно существовало и другое изображение на эту же тему, но по апокрифическому первоевангелию Иакова: Богоматерь, черпая воду из источника, обернулась к летящему с вестью архангелу.

Сцена Благовещения получила большое распространение. Уже в древнейшее время разрабатывается множество вариантов, изменяющих позы персонажей и вводящих другие фигуры и атрибуты. Иногда Богоматерь изображается на фоне архитектуры. Сидя или стоя, она прядет в присутствии служанок. Порой атрибуты рукоделия исключаются. С отдаленных времен на груди у Марии в этой сцене встречается изображение младенца Христа (см. Ф. И. Шмит, Благовещение. — В кн.: «Известия русского археологического института в Константинополе», т. XV, София, 1911). В древнерусской живописи еще в домонгольский период распространились все варианты композиции, восходящей к древнехристианскому и византийскому искусству. С XVI в. в усложнившуюся композицию вводятся бытовые детали, умножающиеся в XVII в. Иногда сцена дополняется изображением богословских толкований к теме.

Устюжское Благовещение в своей иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Смысл ее — в объяснении сверхъестественного зачатия — воплощения божества. Поэтому Богоматерь с Христом на груди в русских источниках иногда называется Богоматерь Воплощение.

Литература