Наверх (Ctrl ↑)

Спас в силах

Иконы

  37

Мозаики

  1

Миниатюры

  3

Прориси

  1

Скульптура

  1

В основе иконографии "Спаса в силах" лежит текст видения пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28; 10:1–22), а также сходные по содержанию видения пророка Исайи (Ис. 6:1–4) и Иоанна Богослова (Откр. 4:2–8).

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 229
¦
Иконография Спаса в силах складывается на Руси к началу XV в. Это изображение, помещающееся в центре иконостаса, посреди деисусного ряда, призвано дать представление о величии верховного божества, о его господстве над небом и землей. В нем Христос Вседержитель царит над вселенной, символически обозначенной обрамляющими Спаса ромбом, овалом и четырехугольником. Зеленый двухцветный овал означает небо, роящееся «силами» небесными — серафимами и херувимами. В небе утвержден трон Вседержителя. Подножие его поддерживают ангельские чины — «троны» или «престолы», изображаемые в виде крылатых огненных колец, усеянных раскрытыми очами. Божественная слава Спаса образует вокруг него огненный красный ромб с вогнутыми сторонами. Исходящие от тела Христа лучи, идущие через стороны ромба, проникнув через овал неба, образуют пламенный киноварный четырехугольник, также с вогнутыми сторонами. Этот четырехугольник символизирует Землю, которая, по средневековым представлениям, была «четвероугольной». В острых углах его представлены символы евангелистов — ангел, орел, лев, телец. Евангелисты вещали славу Спаса во все концы земли. Очертания вогнутых сторон этого четырехугольника приплеснуты поверх перечисленных составных частей славы Вседержителя. Этим иконописец образно выражает богословское положение о том, что божество доступно восприятию лишь после его «вочеловечения» на земле. О том, как это изображение понимали в Древней Руси, дает представление миниатюра «Книги Козьмы Индикоплова» 1535 г. (см. А. Н. Свирин, Древнерусская миниатюра, М., 1950, стр. 88 и 99–100). Здесь над престолом изображен Спас в силах; на нижнем поле листа надпись: «мера всего мира». с. 229
 
¦


Литература