Истоки иконографии «Рождества Христова» восходят к древнехристианскому искусству. Она сложилась на основе евангельских текстов и апокрифической литературы.
В композиции иллюстрируется легенда о рождении девой Марией божественного младенца Иисуса Христа в пещере, служившей хлевом для скота. Это событие сопровождалось ангельским пением и появлением на небе огромной «вифлеемской звезды», приведшей к пещере волхвов из дальних стран с дарами. Рядом с Иосифом, сидящим обычно внизу, всегда изображается старец пастух, одетый в шкуру. Он олицетворяет «дух сомнения» (см. об этом L. Ouspensky, L’icone de la nativité du Christ, Paris (б/г.), стр. 6). Во второй половине XVI и XVII вв., в связи со стремлением к подробному иллюстрированию всех деталей легенды, часто в композицию вводятся дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен». В XVII в. иногда вместо пещеры действие развертывается среди каменных руин, как в западном искусстве (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, 48–98; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 93–169; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen. Bern und Olten, 1952, стр. 163).
![]() | ![]() |
![]() | Липатова С. Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси | www.pravoslavie.ru | Добавлено 30.03.2007 |
![]() | Рождество Христово в православной иконографии: беседа со старшим научным сотрудником отдела древнерусской живописи ГТГ Левоном Нерсесяном на радио «Эхо Москвы» | www.echo.msk.ru | Добавлено 14.01.2009 |