В сцене Крещения, называемой иначе Богоявление, иллюстрируется евангельский рассказ (Марк I, 10, 11, Матфей III, 16, 17) о крещении Христа Иоанном Крестителем (Предтечей) в реке Иордан. В центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в реке. По сторонам, на скалистых берегах (горках), располагаются Иоанн Креститель и ангелы. Сверху, с небес, на Христа нисходит «Святой Дух» в виде голубя или луча. Часто в композицию «Крещения» вводятся на основании текста Псалтыри: «…море виде и побеже и Иордан возвратися вспять» (Псалтырь, псалом 113) — олицетворения реки Иордана в образе обнаженного старца и моря в образе обнаженной женской фигуры. В некоторых композициях изображается у ног Христа стоящий в реке крест и рыбы. Иногда сцена Богоявления объединяется со сценой крещения народа (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 159–194; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux XIV, XV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 170–215; L. Ouspensky und W. Lоssky, Der Sinn der Ikonen. Bern und Olten, 1952, стр. 167–168).