Наверх (Ctrl ↑)

О, Всепетая Мати

Иконы

  7

Прориси

  3

Литье

  1

Сравните эту иконографию, с прорисью иконы, которой Н. В. Покровский дал название «Что тя наречем...».

 Чудотворный образ 2001 

Такое именование иконы связано с тем, что на кайме мафория Богоматери написана строфа 13-го кондака Великого Акафиста: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйя». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII века. Ее появление не было связано с прославлением какой-либо конкретной святыни.

Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII века. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX века можно также встретить название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Христа, одна из которых обозначена только кистью на уровне лика, подняты и лежат на груди Богоматери. Часто Мария увенчана широким царским венцом. Ее облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звезд изображены три оглавных ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». Известно, что в XIX веке празднование иконы совершалось 6 октября.

Литература