Иконография Богоматери Ярославской — русский вариант Умиления (см. примеч. 1 к Богоматери Владимирской, № 5), сложившийся в ХIII в. Отличительные признаки композиции — сидящий прямо младенец представлен на руках Богоматери с правой стороны. Рукой он держится за подбородок матери. Его ступни близко сдвинуты. Древнейшая известная икона Богоматери Ярославской — домовая икона ярославских князей Василия (1238–1249) и Константина (1249–1257) Всеволодовичей (см. С. Шевырев, Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь, ч. I, М., 1850, стр. 57). Ее повторения — в Троице-Сергиевой лавре (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения, Спб., 1910, стр. 152, рис. 101); в собрании ГТГ, № 235 и др. См. также икону Богоматери Ярославской нач. XVI в., вклад Аграфены Суцкой в Троице-Сергиев монастырь (Ю. А. Олсуфьев, Опись икон Троице-Сергиевой лавры..., Сергиев, 1920, стр. 113–114). О распространении и известности икон этого типа свидетельствует Богоматерь Ярославская 1564 г. в Московском Новодевичьем монастыре, вывезенная Иваном Грозным из Новгорода (см. Л. С. Ретковская, Путеводитель по музею «Новодевичий монастырь», М., 1952, стр. 37).