Наверх (Ctrl ↑)

Собор Богоматери

Иконы

  12

Фрески

  1
 Антонова, Мнева 1963 

В Соборе Богоматери выражено прославление и благодарение Богоматери, родившей Спасителя. Иконография Собор Богоматери была навеяна поэтическими образами песнопения (рождественской стихирой): «Что ти принесем Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каяждо (каждый) благодарение тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо (по рукописи Софийской библиотеки XIV в. № 193 — „дивление“), земля — вертеп (пещера), пустыня — ясли…» В иконных композициях, известных в древнерусском искусстве с XIV в. (см. икону «Собор Богоматери» Псковской школы XIV в., № 149), изображается в центре композиции, на фоне горок, Богоматерь, сидящая с младенцем на руках. По сторонам ее: волхвы с дарами, пастухи, олицетворения в женских образах земли с пещерой и пустыни с яслями. Вверху изображаются поющие ангелы. Часто бывают представлены и восхваляющие Богоматерь певцы. В памятниках XVI–XVII вв. композиция эта сильно расширяется, в нее входит олицетворение моря и ветров, приносящих родившемуся, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение, олицетворения стран света и другие изображения (Н. П. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 88–89; G. Millet, Recherches sur l'iconographie dt l'evangile aux XIV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 163–169).

Литература