Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение — Сошествие во ад

Иконы

  159

Мозаики

  6

Фрески

  14

Миниатюры

  8

Шитье

  4

Разное

  4

Литье

  4

Эмаль

  3
 Антонова, Мнева 1963 

В древнерусской живописи вплоть до конца XVI в. тема «Воскресения Христова» изображалась только под видом «Сошествия во ад». Иконография «Сошествия во ад» сложилась на основе текстов «Псалтыри», «Послания апостола Петра» и главным образом под влиянием апокрифических сочинений — «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия». В легендах красочно повествуется о том, что после того как распятый Христос (см. «Распятие», примеч. 1 к № 92) «испустил дух», он сошел во ад в преисподнюю, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил своею смертью на кресте. Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. На Руси эта композиция известна с XI в. (фрески Софийского собора в Киеве). В центре композиции, на фоне светлого, лучистого ореола (славы), расположенного между вершин горок, изображается Христос, стоящий над черной бездною ада. Под ногами Христа часто пишутся разрушенные створки врат ада, разлетевшиеся замки, ключи и цепи. По сторонам Христа изображаются фигуры ветхозаветных праведников. Адама Христос обычно поднимает из ада за руку. Иногда в аду изображается олицетворение ада в образе огромного сатаны, связанного или связываемого ангелами. (Е. Барсов, О воздействии апокрифов на обряд и иконопись. — Журн. Министерства народного просвещения, ч. 12, 1885, декабрь, отд. 2, стр. 111; И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкого монастыря, Спб., 1890, стр. 204, 205, 211–214; Н. П. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 386–390; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, Bern und Olten, 1952, стр. 189–190; К. Оnasсh, Gross-Novgorod und Feofan der Grieche. — «Ostkirchliche Sludien», Bd. 3, Heft 4, Würzburg, 1954, стр. 303–305).

Литература