Церковью чудо в Хонех вспоминается 6 сентября (по старому стилю).
Цитируем по Фартусову:
По сказанию св. Димитрия Ростовского, это чудо совершилось так. В малой Азии близ Иераполя , над источником воды, исцелявшим больных, была построена малая каменная церковь во имя арх. Михаила (вероятно – с плоской крышей, как все постройки на востоке). В ней был служитель, по имени Архипп;
он подвизался в молитве, трудах и посте, вкушая пищу раз в неделю, да и то только зелень, а не хлеб. По подлиннику – он – старец 70 лет, худой, бледный, плешивый, с большой бородой; носил он убогое вретище (т.е. грубый мешок с прорезом для головы и рук), подпоясанное веревкой. Церковь где он был служителем, стояла вблизи высокой горы, с которой устремлялись две реки и протекали в полуверсте от церкви, сливаясь в одну реку. У самого алтаря церковного находился огромный камень; от него до рек язычники прорыли канаву с целью затопить ненавистную им христианскую церковь с целебным источником. Когда они уже спустили плотину и вода бурно ринулась по прорытой канаве, внезапно явился архангел Михаил, в образе человека, блистающий. Он поставил преподобного Архиппа по правую руку от себя и ударил о камень жезлом, бывшим у него в руке. В камне явилась глубокая расселина; по повелению архангела вода, шумя и пенясь, устремилась в нее и вышла на поверхность земли уже в другом месте за версту от церкви и там образовала реку. Язычники, стоявшие на горе, влево от церкви и ожидающие потопления святого места, увидев чудо, окаменели от страха. Так Бог посрамил их нечестивый замысел.
Это было в IV веке.
Фартусов 2002.[58][—]
Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. — М.: Русскiй Хронографъ, 2002. — Стр. 6-7.
Ершов 2008.[4467][Z.5-2]
Ершов В. П. Старообрядческая икона-примитив XVIII века «Архангел Михаил — воевода». (Опыт монографического описания сюжета). — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008.
Островская 2009.[1472][Z.007]
Островская Т. А. Особенности иконографии цикла деяний и чудес архангела Михаила на резной фрамуге из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 12. — М., 2009. — С. 157–180.
Остапенко 2011.[4241][Z.3-5]
Остапенко С. Царское моление Ангелу Грозному // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2011. — № 3 (84). — С. 6–18.
Тычинская 2013.[5728][M.9-4]
Тычинская П. А. Архангел Михаил. — СПб.: Метропресс, 2013.
Самойлова 2014/2.[11244][M.3-3-2]
Самойлова Т. Е. Цикл «Чудеса Архангела Михаила» в росписи Архангельского собора // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: [Сб. статей.] Кн. 1. — М.: БуксМАрт, 2014. — С. 248–269.
Тычинская 2014.[11431][M.3-3-2]
Тычинская П. А. Конный архангел в искусстве Московской Руси XVI века. «Великий стяг» царя Ивана Грозного и формирование иконографии архангела Михаила грозных сил воеводы // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: [Сб. статей.] Кн. 2. — М.: БуксМАрт, 2014. — С. 314–329.
Грозных сил воевода 2015.[10817][M.4-4-1]
Грозных сил воевода. Образы архангела Михаила из собрания музея «Новый Иерусалим» и частных коллекций. — М.: Лето, 2015.
Геров 2017/3.[11204][M.5-3-1]
Геров Г. П. Изображения у входа в храм архангела Михаила как воина // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 7: Материалы VII научно-практической конференции 27–29 сентября 2016 года. — Великий Новгород, 2017. — С. 18–31.
Степаненко 2017.[9881][M.3-3-2]
Степаненко В. П. Чудеса архангела Михаила в византийской сигиллографии? // Труды Государственного Эрмитажа: [Т.] 89: Византия в контексте мировой культуры: Материалы конференции, посвященной памяти Алисы Владимировны Банк (1906–1984). — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. — С. 386–393.
Яковлева 2017.[11411][M.8-1]
Яковлева А. И. Почитание Архангела Михаила в Москве эпохи Ивана Грозного и Троицкая икона Архистратига Михаила с деяниями ангелов // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 14. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. — С. 229–247, илл. с. 260–261.
Иванникова 2019.[12341][M.023]
Иванникова А. П. Иконописец Александр Глазковский и образ «Собор архистратига Михаила» 1833 года // XXIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2019. — С. 271–280.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.