Наверх (Ctrl ↑)

Рождество Богоматери

Иконы

  66

Мозаики

  2

Фрески

  6

Рисунок

  1

Миниатюры

  1

Разное

  1

Литье

  1
 Антонова, Мнева 1963 

Композиция Рождества Богоматери сложилась в византийском и древнерусском искусстве на основе апокрифической легенды так называемого первоевангелия Иакова и псевдоевангелия Матфея (F. Cabrol, Dictionnaire d’archéologie chrétienne, Paris, 1907, стр. 2168; L. Ouspensky und W. Lossky. Der Sinn der Ikonen, Bern und Olten, 1952, стр. 147). В древнейших сохранившихся памятниках живописи, в мозаиках Дафни и фресках Киевского Софийского собора, датируемых XI в., этот сюжет представлен фигурой Анны, полулежащей на ложе, тремя служанками и сценой купания младенца Марии (Д. Айналов и Е. Редин, Древние памятники искусства Киева, Харьков, 1899, стр. 28, рис. 19; F. Cabrol, Ук. работа, стр. 2170, рис. 271).

К XIV в. в композицию вводится фигура Иоакима. В XV–XVI вв. и позже иногда добавляется сцена «ласкания» (Иоаким и Анна ласкают младенца) и изображение птиц около водоема.

В сводном иконописном подлиннике иконография Рождества Богоматери описывается так: «Анна на одре лежит, пред нею девицы стоят, держат дары, а инии солнечник и свещи, девица Анну держит под плечи, Иоаким зрит из верхния палати, баба святую Богородицу омывает в купели до пояса, девица в купель воду льет из сосуда. Посторонь палата празелень, а внизу той палати сидит Иоаким и Анна на престоле и держат пр. Богородицу...» (Сводный иконописный подлинник XVIII в. По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 148).

Литература